Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, А.В. Тиханской, рассмотрела в порядке письменного производства по докладу судьи А.Н. Пономарёва материалы по частной жалобе И.А. Галкина, И.А. Галкиной на определение Головинского районного суда г. Москвы от 3 мая 2018 года об отказе в принятии административного иска И.А. Галкина, И.А. Галкиной к депутатам Совета депутатов муниципального округа Головинский г. Москвы Н.В. Архипцовой, Е.Г. Борисовой, Н.В. Вяльченковой о признании незаконными действий депутатов, проголосовавших за принятие решения о внесении изменений в Регламент указанного органа местного самоуправления
установила:
И.А. Галкин, И.А. Галкина обратились в суд с указанным выше административным иском, в котором просили признать незаконными действия депутатов, проголосовавших за принятие решения Совета депутатов муниципального округа Головинский г. Москвы от 26 апреля 2016 года N 43 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Головинский г. Москвы от 28 октября 2014 года N 85 "Об утверждении Регламента Совета депутатов муниципального округа Головинский".
Требования мотивированы тем, что Верховный Суд РФ апелляционным определением от 7 февраля 2018 года признал незаконными и недействующими положения, касающиеся названных изменений.
Определением Головинского районного суда г. Москвы от 3 мая 2018 года в принятии административного иска отказано в соответствии с частью 1 статьи 128 КАС РФ.
В частной жалобе И.А. Галкина, И.А. Галкиной ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассматривает частную жалобу по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощённого (письменного) производства.
Проверив материалы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности определения Головинского районного суда г. Москвы от 3 мая 2018 года.
Отказывая в принятии административного иска, суд исходил из того, что действия депутатов по голосованию облачены в форму решения Совета депутатов муниципального округа Головинский г. Москвы, для обжалования которого установлен иной порядок.
С указанным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении закона и установленных судом обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ, определяющей предмет регулирования настоящего Кодекса, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Применительно к главе 22 КАС Ф Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (часть 1 статьи 218 КАС РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются:
1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;
2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;
3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;
4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с этим часть 9 статьи 227 КАС РФ предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Приведённые законоположения позволяют сделать вывод о том, что действия (бездействия) должностного лица могут являться предметом судебного разбирательства в порядке административного судопроизводства, если они имеют определённую форму: выступают как завершённый акт, обладающий свойствами самостоятельных правоотношений и в силу этого непосредственно создающий препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов граждан или юридических лиц либо незаконно возлагающий на них какую-либо обязанность.
С другой стороны, необходимым элементом субъективного права, определяющим заинтересованность лица в обращении в суд, является возможность восстановления нарушенного права такого лица путём возложения на административного ответчика конкретной обязанности по устранению допущенного нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца.
Между тем действия депутатов при осуществлении ими своих полномочий по голосованию за принятие нормативного акта муниципального органа власти такой правовой формой не обладают, потому что сами по себе не влекут для И.А. Галкина, И.А. Галкиной каких-либо неблагоприятных последствий и не предполагают иного способа защиты права, кроме оспаривания в судебном порядке нормативного акта.
При этом право на оспаривание нормативного акта уже было реализовано, на что и указано в административном иске.
В частной жалобе также не оспаривается, что права заявителей были восстановлены Верховным Судом Российской Федерации.
Доводы частной жалобы о возможности обжалования действий депутатов, не учитывают конкретных обстоятельств и приведённых выше норм процессуального закона, а также части 1 статьи 2 КАС РФ, в соответствии с которой порядок осуществления административного судопроизводства прежде всего определяется Конституцией Российской Федерации, защищающей свободу мысли и слова, гарантирующей, что никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (части 1, 3 статьи 29).
Иные нормы федерального законодательства, регулирующие порядок административного судопроизводства, также не предусматривают привлечение депутата к правовой ответственности в порядке, предусмотренном КАС РФ, за выраженное им мнение при голосовании.
Согласно части 1 статьи 222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Головинского районного суда г. Москвы от 3 мая 2018 года оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.