Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей А.В. Тиханской, В.В. Ставича,
при секретаре Л.Ч. Купеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Н.К. Назаровой по доверенности М.В. Гурьева на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Н.К. Назаровой к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов (Москомстройинвест) о признании незаконным отказа в приеме документов и обязании включить в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛА:
Н.К. Назарова обратилась в суд с административным исковым заявлением к Москомстройинвесту, оспаривая действия по отказу в приеме заявления и пакета документов на рассмотрение вопроса о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, мотивируя свои требования тем, что правовых основания для принятия указанного решения не имелось, все необходимые документы были сданы в установленном порядке и она соответствует установленным критериям.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Н.К. Назарова.
В заседании судебной коллегии Н.К. Назарова и ее представитель по доверенности М.В. Гурьев доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Москомстройинвеста А.В. Михайлова по доверенности просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что предусмотренные п. 1, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Установлено, что 23 ноября 2017 года Н.К. Назарова подала в Москомстройинвест заявление и документы для рассмотрения вопроса о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
23 ноября 2017 года заявитель была уведомлена об отказе в приеме заявления и документов. Основанием для принятия такого решения послужило несоответствие заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы и административным регламентом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд дал оценку представленным доказательствам о соответствии административного истца Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр, признав, что Н.К. Назарова таким Критериям не соответствует.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они недостаточно мотивированы и не подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а иные имеющиеся в деле доказательства не получили оценки в решении по правилам ст. 84 КАС РФ
Так, суд оставил без внимания довод административного истца о том, что ей незаконно отказано в приеме документов.
В своей апелляционной жалобе Н.К. Назарова указывает, что она оспаривает именно решение Москомстройинвеста от 23 ноября 2017 года N77-08-3956/7-1 об отказе в приеме документов.
Обжалуемое решение Москомстройинвеста от 23 ноября 2017 года в этой части также не мотивировано, вопрос о соответствии Н.К. Назаровой Критериям, утвержденным приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N560/пр, не разрешен, основания для отказа приведены иные.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами ( ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Согласно п. 7 ст. 14 того же Закона требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривают, в частности, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением Правительства Москвы от 3 ноября 2015 г. N713-ПП предусмотрен порядок предоставления указанной государственной услуги (далее - Регламент).
Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: представленные заявление и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, настоящим Регламентом (пункт 2.8.1.1 Регламента).
Указанное основание для отказа в приеме документов доведено до Н.К. Назаровой в письменном виде.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что деятельность Москомстройнвеста относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.
Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Решение Комитета не содержит разъяснений относительно того, какие конкретно документы гражданином в соответствии с законом не представлены для оказания государственной услуги и какие действия он должен совершить.
Отсюда следует, что Н.К. Назаровой доказаны основания заявленных ею требований о незаконности отказа в приеме документов.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование административного истца о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, поскольку этот вопрос не был предметно рассмотрен уполномоченным органом.
При таком положении решение суда подлежит отмене виду неправильного определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушения и неправильного применения норм материального права, с вынесением по делу нового решения о признании незаконным решения Москомстройинвеста от 23 ноября 2017 года N77-08-3956/7-1 об отказе в приеме документов и возложении на Москомстройинвест обязанности повторно рассмотреть заявление Н.К. Назаровой.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 года отменить и вынести по делу новое решение о частичном удовлетворении административного иска Н.К. Назаровой:
Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 23 ноября 2017 года N77-08-3956/7-1 об отказе в приеме документов и возложить на Москомстройинвест обязанность повторно рассмотреть заявление Н.К. Назаровой от 23 ноября 2017 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.