Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИП Загидуллова Марата Фаридовича, ИП Королевой Виктории Борисовны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ИП Загидуллов Марат Фаридович, ИП Королева Виктория Борисовна обратились с административным иском в Московский городской суд, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006026:1043 площадью 5 401,5 кв.м по адресу *** по состоянию на 01 января 2016 года в размере рыночной - 301 734 000 руб. на основании отчета N 1-11 от 02 ноября 2017 года, составленного ООО "ГЕО-ДОН".
В обоснование заявления ссылались на то, что вместе с Хапчиком Б.Н.являются собственниками указанногонежилого здания, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости затрагивает их права как плательщиков налога на имущество.
Представитель административных истцов Бовкун Е.В. судебном заседанииисковые требования уточнила. Просила установить кадастровую стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости и определенной по состоянию на 01 января 2016 года в экспертном заключении, но без учета НДС.
Представитель заинтересованного лица Хапчика Б.Н. - Охотский И.Е.в судебном заседании поддержал уточненные требования административных истцов.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Мясников И.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, допросив эксперта Попкову Г.Л, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Загидуллов М.Ф, Королева В.Б. и Хапчик Б.Н.на праве общей долевой собственностивладеютнежилымзданием с кадастровым номером 77:01:0006026:1043, расположенным по адресу: ***. Вотношении здания утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года в размере 861 580 949,58руб. Указанноеподтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках, зарегистрированных правах и кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административные истцыв силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" являются плательщикаминалога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названногонежилого зданиявлияют на права и обязанности административных истцовкак плательщиков налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что истцы воспользовались предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и 18 декабря 2017 года обратились с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 28декабря 2017 года истцамбыло отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем они обратились в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Оспаривая кадастровую стоимость нежилого здания,административные истцы представили в судотчет от 02 ноября 2017 года N 1-11, составленныйООО "ГЕО-ДОН", согласно которому рыночная стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 01 января 2016 года составляет 301 734 000руб.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административных истцов определением Московского городского суда от 26 февраля 2018 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Агентство Русспромоценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет от 02 ноября 2017 года N 1-11, составленный ООО "ГЕО-ДОН", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006026:1043, расположенного по адресу: ***,по состоянию на 01 января 2016 года по результатам судебной экспертизы составляет 314 248 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "ГЕО-ДОН", а по результатам судебной экспертизы.
Между тем административные истцы полагали, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки определена в заключении эксперта с учетом налога на добавленную стоимость, в связи с чем просили установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости за вычетом суммы НДС.
В связи с возникшими дополнительными вопросами относительно содержащихся в экспертном заключении выводов, а именно, определена ли экспертом в заключении стоимость объекта недвижимого имущества с учетом НДС или без учета НДС, судом была вызвана и опрошена эксперт ООО "Агентство Русспромоценка" - Попкова Г.Л.
В судебном заседании эксперт Попкова Г.Л. пояснила, что при ответе на поставленный судом вопрос об итоговой рыночной стоимости объекта оценки не содержится указание на включение либо не включение в указанную сумму НДС, поскольку рыночная стоимость объекта недвижимости не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС и не зависит от особенностей налогообложения.
Суд отмечает, что изложенная экспертом позиция полностью соответствует положениям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Так, в силу п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости ( статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Таким образом, наиболее вероятная цена объекта недвижимости - это итоговая цена сделки, то есть единственно уплачиваемая приобретателем продавцу сумма, независимо от применяемых сторонами сделки систем налогообложения.
Исходя из приведенных норм, определенная судом рыночная стоимость, устанавливаемая в качестве новой кадастровой стоимости, представляет собой предполагаемую цену сделки, по которой объект недвижимости может быть отчужден при его реализации, и не зависит от системы налогообложения, в связи с чем рыночная стоимость, устанавливаемая в качестве новой кадастровой стоимости, не анализируется судом на предмет наличия или отсутствия в ней НДС, а, следовательно, в судебном решении не отражается включение или невключение в её состав НДС.
То обстоятельство, что впри проведении расчетов экспертом указано на наличие НДС в цене подобранных объектов-аналогов, не свидетельствует о необоснованности экспертного заключения и о том, что итоговая рыночная стоимость объектов исследования также должна отражать включение в её состав НДС.
Как пояснил эксперт, указанные сведения были приведены в заключении справочно, поскольку экспертом было установлено, что при продаже объектов-аналогов продавцы включили в стоимость отчуждаемого имущества налог на добавленную стоимость, между тем данная стоимость и является единственной рыночной стоимостью объектов-аналогов, которая учитывалась при определении рыночной стоимости объектов оценки.
Соответственно, итоговая стоимость оцениваемого объекта недвижимости является именно его рыночной стоимостью, по которой он может быть отчужден на рынке, что в полной мере соответствует положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а проведение каких-либо дополнительных расчетов в отношении определенной экспертом рыночной стоимости спорного объекта является недопустимым.
О снований не доверять выводам судебного эксперта у суда не имеется. Суд учитывает, что допрошенная в судебном заседании эксперт Попкова Г.Л.была предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, в заключении ясно и недвусмысленно ответила на поставленные перед ней вопросы с приведением обоснований своих выводов и ссылок на положения актов, регулирующих порядок осуществления оценочной деятельности.
Ответ на поставленный перед экспертом в определении о назначении судебной экспертизы вопрос о рыночной стоимости дан в полном соответствии с его формулировкой и не отражает наличие или отсутствие в ценах спорного объекта НДС. Напротив, такое указание могло бы привести к неоднозначному толкованию выводов эксперта.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источниковполучения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объекта оценки; экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2016 года.
В свою очередь, административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного нежилого здания, не представлено.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, а оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006026:1043, расположенного по адресу: ***, должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на01 января 2016 года,- 314 248 000 рублей.
Доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о законности государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой в части просят пересмотреть административные истцы, правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
Правила статьи 24. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.
При этом датой обращенияадминистративныхистцовс заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию -18 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006026:1043 площадью 5 401,5 кв.м по адресу ***, в размере его рыночной стоимости, равной 314 248 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года н а период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006026:1043, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 18 декабря 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.