Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1501/2018 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" о признании недействующими пунктов 323 и 2279 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", пунктов 17082 и 20641 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1 пункта 1 названного постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Указанное Постановление до 31 декабря 2015 года действовало в редакции Постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 года N 387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 г. N705-ПП, от 12 декабря 2015 года N 874-ПП.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" в пункте 1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2016 года.
Постановление N 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http :// www. mos. ru, 27 ноября 2015 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 1 декабря 2015 года.
Под пунктом 323 Приложения 1 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:07:0004003:1126, расположенное по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 8.
Под пунктом 2279 Приложения 1 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0003015:1051, расположенное по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктом 17082 включено здание с кадастровым номером 77:07:0004003:1126, расположенное по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 8, под пунктом 20641 - здание с кадастровым номером 77:09:0003015:1051, расположенное по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36.
Открытое акционерное общество по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" (далее - ОАО "Аремэкс"), которому на праве собственности принадлежат указанные здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 323 и 2279 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, пункты 17082 и 20641 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные здания не обладают признаками объектов недвижимости, в отношении которых уплачивается налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости согласно подпунктам 1,2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Включение зданий в Перечни противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы ОАО "Аремэкс" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Представитель административного истца ОАО "Аремэкс" - Исаков Д.А. в судебном заседании административные исковые требования просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы Вовк А.С, представляющий также интересы Департамента экономической политики и развития г. Москвы, требования административного истца не признал, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов ОАО "Аремэкс".
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд считает, что административные исковые требования ОАО "Аремэкс" подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП и в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год и на 2017 год соответственно определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ОАО "Аремэкс" не оспаривает соблюдение Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в указанных выше редакциях, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу. Кроме того, этому обстоятельству неоднократно дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 12, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП и в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП - до 2016 года, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП - до 2017 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Применительно к налогу на имущество организаций объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п одпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей до 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) а дминистративно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО "Аремэкс" является собственником здания с кадастровым номером 77:07:0004003:1126 площадью 5 117,9 кв.м, расположенного по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 8, и здания с кадастровым номером 77:09:0003015:1051 площадью 3 737,9 кв.м, расположенного по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36.
Здание с кадастровым номером 77:07:0004003:1126 располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0004003:15, имеющем вид разрешенного пользования: "для эксплуатации административного здания".
Здание с кадастровым номером 77:09:0003015:1051 располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003015:5, имеющем вид разрешенного пользования: "для дальнейшей эксплуатации административного здания".
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что спорные здания включены в Перечни на основании пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельных участков.
Вид разрешённого использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, не принятых до настоящего времени, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названого постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешённого использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
Виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, буквально совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" ( пункт 1.2.5); "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" ( пункт 1.2.7).
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0004003:15 и 77:09:0003015:5 - "эксплуатация административного здания" не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, поименованному в пункте 1.2.7 Методических указаний, и безусловно не свидетельствует о том, что вид разрешенного использования земельных участков предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В данной связи содержание вида разрешенного использования земельных участков должно быть установлено с учетом фактического использования объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках.
В отношении здания с кадастровым номером 77:09:0003015:1051, расположенного по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36, Госинспекцией по недвижимости проведено обследование фактического использования здания, по результатам которого составлен акт от 17.05.2016 года N 9094372/ОФИ, согласно которому 80,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 19,8% - для целей здравоохранения.
Оценивая указанный акт обследования в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно техническому паспорту назначение здания с кадастровым номером 77:09:0003015:1051 - учреждение, при этом имеются как учрежденческие, так и лечебно-санитарные площади. Согласно экспликации в здании имеются в основном кабинеты, в т.ч. кабинеты врачей.
Из содержания акта обследования усматривается, что инспекторы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нём под размещение офисов исходя из "визуального осмотра", фактическое назначение помещений внутри здания не исследовалось. При этом в акте не приведены выявленные инспекторами признаки размещения офисов в спорном нежилом здании и в его помещениях, не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции по недвижимости в указанное здание и нежилые помещения в нём.
Инспекторы пришли к выводу о том, что 1-ый этаж здания используется под здравоохранение, а этажи со 2-ого по 5-ый используются под размещение офисов.
Вместе с тем, содержащиеся в акте фотографии здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов площади здания для размещения офисов.
Из прилагаемой фототаблицы следует, что в здании размещается медицинский центр "СМ-Клиника" и клиника для детей и подростков "СМ-Доктор", о чем свидетельствуют информационные вывески на входе. Каких-либо фотографий вывесок о размещении иных организаций в указанном здании в фототаблице не имеется.
При таких обстоятельствах заключение в акте обследования Госинспекции по недвижимости от 17.05.2016 года N 9094372/ОФИ о фактическом использовании спорного нежилого здания и помещений в нём для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры основано на формальных основаниях по причине отсутствия у инспекторов доступа в данное здание.
В данной связи, руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Госинспекции по недвижимости от 17.05.2016 года N 9094372/ОФИ ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют действительности.
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении данного здания, представленных истцом договоров аренды, с 2014 года в ЕГРН зарегистрированы обременения в виде трех долгосрочных договоров аренды, прошедших государственную регистрацию в Росреестре: договор N Пр-01/13 от 01.10.2013 с ООО "СМ-Доктор", по которому передано 705,9 кв.м под медицинский центр (1 этаж) (18,88%), договор N Пр-03/13 от 01.11.2013 с ООО "СМ-Доктор", по которому передано 2338,5 кв.м под медицинский центр (1-5 этажи) (62,56%), договор N Пр-02/13 от 01.10.2013 с ООО "Группа компаний "СМ-Клиника", по которому передано 708,1 кв.м на 4 этаже (18,94%).
Таким образом, с октября-ноября 2013 года все здание было полностью передано в аренду под медицинский центр, 4-ый этаж здания предназначен для размещения офиса управляющей компаний ООО "Группа компаний "СМ-Клиника". Площадь офисных помещений не превышает 20%.
ООО "СМ-Доктор" осуществляет медицинскую деятельность по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36, начиная с 2012 года, что подтверждается лицензиями на право осуществления медицинской деятельности: ЛО-77-005558 от 20.12.2012 года, ЛО-77-01-011577 от 12.01.2016 года, ЛО-77-01-015259 от 29.11.2017 года.
Доводы административного ответчика о фактическом использовании здания расположенного по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36, для размещения офисов со ссылкой на сведения из сети Интернет и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, указывающие, по мнению представителя Правительства Москвы, на использование здания в офисных целях сторонними организациями, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сами по себе не подтверждают то обстоятельство, что размер используемых под офисы помещений превышает 20% от общей площади вышеуказанного здания.
Как указано выше, с 2014 года здание по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36 было передано в аренду ООО "СМ-Доктор" и ООО "Группа компаний "СМ-Клиника".
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ данный адрес указан в качестве адреса местонахождения следующих юридических лиц: ООО "ГРИФОН 01", ООО "ТЭМ", ООО "ФОРАС ЛАБ", ООО "СУ-59", ООО "КАРАБАЙ КЕСКИН ИНШААТ", ООО "МАРКЕТ АССИСТАНТ ГРУП", ООО "ННПЦ АВН", ООО НПП "ЭКОСЕРВИС С". Дата регистрации юридического адреса указанных лиц - до 2014 года.
Из представленной суду административным истцом информации следует, что арендные отношения с указанными лицами прекратились до 2014 года. Однако бывшие арендаторы не внесли изменения в ЕГРЮЛ. Письмом N И-Ар-03/18-201 от 23.05.2018 ОАО "Аремэкс" уведомило ИНФС N 43 и N 46 по г. Москве о том, между ОАО "Аремэкс" и нижеуказанными лицами отсутствует договор аренды на помещения в здании по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36 и просило признать сведения об адресе местонахождения указанных лиц недостоверными и внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
При этом в отношении ООО ЧОП "БИЗОН", ИНН 7743665946, ООО "Караэль", ИНН 0277083173, ООО "Стройриэлт", ИНН 7711092442 налоговая инспекция включила соответствующие сведения в ЕГРЮЛ, указав на недостоверность адреса местонахождения указанных юридических лиц.
В отношении здания с кадастровым номером 77:07:0004003:1126, расположенного по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 8, Госинспекцией по недвижимости проведено обследование фактического использования здания, по результатам которого составлен акт от 15.07.2014 года N 9073212, согласно которому 34,31% (1756,1 кв.м) от общей площади зданий используется для размещения офисов; 8,31% (425,2 кв.м) - под медицинские цели; 57,38 % (2936,6 кв.м) - вспомогательная площадь.
Данный акт суд не может принять во внимание в связи со следующим.
Согласно техническому паспорту здания с кадастровым номером 77:07:0004003:1126 назначение здания - учреждение. Согласно экспликации в здании расположены в основном кабинеты.
Из акта проверки следует, что для помещения клиники используется только первый этаж здания, а остальные этажи здания используются для размещения офисов, вспомогательных помещений. Однако имеющимися в акте фотографиями данный факт не подтверждается.
В акте проверки указано общее количество вспомогательной площади в данном здании по данным БТИ - 57,38% от общей площади здания. Эту вспомогательную площадь составляют приемные комнаты, раздевалки, кладовые и т.д.), места общего пользования (коридоры, туалеты, лестницы, бойлерная, электрощитовая).
Сведения, приведенные в акте проверки, опровергаются письменными доказательствами, в том числе представленными административным истцом договорами аренды.
Так, на дату акта проверки (июль 2014 года) компанией ООО "СМ-МЕД" под медицинские цели использовались помещения в здании, включая места общего пользования, общей площадью 1 313,7 кв.м, т.е. полностью 1-ый и 2-ой этажи здания, что подтверждается долгосрочным договором аренды N Я-08/14 от 01.05.2014 года, заключенным между собственником и ООО "Квадромедика", договорами субаренды N 01/05-СУ от 01.05.2014 года, N 02/05-СУ от 01.04.2015 года, заключенными между ООО "Квадромедика" и ООО "СМ-МЕД".
При этом ООО "СМ-МЕД" осуществляет медицинскую деятельность по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 8, начиная с 2013 года, что подтверждается лицензиями на право осуществления медицинской деятельности: ЛО-77-01-006865 от 18.10.2013 года, ЛО-77-01-003784 от 25.05.2011 года, ЛО-77-01-009794 от 17.02.2015 года.
Из выписки из ЕГРН в отношении данного здания следует, что в ЕГРН зарегистрировано обременение в виде долгосрочного договора аренды от 01.05.2014 N Я-08/14, заключенного с ООО "Квадромедика" (с 14.04.2017 произведена замена арендатора на ООО "Клиника "Три поколения"). Срок действия указанного договора с 01.05.2014 по 30.09.2021 года. Площади на третьем этаже здания использовались клиникой в качестве офисных помещений (97,9 кв.м).
С 01.06.2013 года и на дату проведения проверки помещения площадью 1 564,7 кв.м, включая места общего пользования, на 3-ем, 4-ом и 5-ом этажах были переданы в аренду Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на основании договора аренды N Я-08/13 от 01.06.2013 года, действовавшего до 31.01.2017 года, что установлено в решении Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2017 по делу N N А40-56200/17-1-501.
Также по состоянию на 01.01.16 и 01.01.17 спорное здание использовалось следующими арендаторами под размещение офисов:
- ООО "Автошкола "Шоссе" на основании договоров аренды от 20.08.2015 N Я-03/15, от 01.08.2016 г. N Я-01/16 (площадь 32,2 кв.м. (0,63 % от общей площади здания), договор расторгнут 14.04.2017;
- ООО "Баркол" на основании договоров аренды от 01.12.2014 N Я-16/14 (продлевался на 11 месяцев на основании п. 3.2 договора аренды), от 01.10.2016 г. N Я-02/16 (площадь 46,5 кв.м (0,91 % от общей площади здания), договор расторгнут 14.04.2017;
- ООО "Партнер ПФ" на основании договора аренды от 08.04.2014 г. N Я-07/14, (площадь 6,0 кв.м. (0,12 % от общей площади здания), договор расторгнут 14.04.2017;
- Адвокат Хапий-Чернышева Зарина Асланбиевна на основании договора аренды от 01.02.2015 г. N Я-01/15 (площадь 32,0 кв.м (0,63 % от общей площади здания), договор расторгнут 31.03.2017.
Оставшиеся неуказанные помещения не использовались ни ОАО "Аремэкс", ни какими-либо иными лицами.
При этом комнаты 3 и 3а на четвертом этаже здания площадью 15,6 кв.м предназначались под использование в качестве офиса (0,30% от общей площади здания).
Общая площадь мест общего пользования, которые не находились в аренде, но использовались арендаторами офисных помещений, составляет 120,4 кв.м. (2,35 % от общей площади здания), в т.ч. 3-ий этаж: помещение N 33 площадью 68,7 кв.м (коридор), комнаты N 38-42 (санузлы) площадью 11,9 кв.м (всего 80,6 кв.м), 4-ый этаж: часть помещения N 40 площадью 26 кв.м (коридор), комнаты 32, 32а, 33 площадью 13,8 кв.м (всего 39,8 кв.м).
Общая площадь мест общего пользования, которые не находились в аренде, но использовались арендаторами всех помещений (офисных, медицинского центра, в целях размещения органов государственной власти) составляет 1781,4 кв.м. (34,81 % от общей площади здания), в т.ч. подвал, межэтажные лестницы, чердак.
Таким образом, по состоянию на 01.01.16 и 01.01.17 площадь помещений в спорном здании, фактически использовавшихся в качестве офисных помещений - 9,03 %, под медицинский центр - 25,67%, под размещение органов государственной власти - 30,50 %, не арендованные места общего пользования, относящиеся ко всем арендаторам - 34,81%.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 15 июля 2014 года ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения опровергаются материалами дела.
Таким образом, административным ответчиком не доказано и судом не установлено наличие в спорный период признаков, свидетельствующих о фактическом использовании спорных нежилых зданий для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры более 20% общей площади.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что Государственной инспекцией по недвижимости города Москвы 27 апреля 2018 года и 08 мая 2018 года проведено обследование фактического использования спорных зданий, по результатам которого составлены акты N 9091656/ОФИ и N9072419/ОФИ, согласно которым 100% площади здания, расположенного по адресу г. Москва, ул. Приорова, д. 36, и 100% площади здания по адресу г. Москва, ул. Ярцевская, д. 8 используется под цели здравоохранения. Как указал суду представитель административного истца, состав и назначение помещений в зданиях с момента проведения последних проверок в 2014 и 2016 годах не изменились.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вид разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0004003:15 и 77:09:0003015:5, на которых расположены спорные здания с кадастровыми номерами 77:09:0003015:1051 и 77:07:0004003:1126, не допускает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При этом суд учитывает, что вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы, по сути, изменение определённого Налоговым кодексом Российской Федерации содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закреплённых в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Анализ изложенного указывает на то, что вид разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0004003:15 и 77:09:0003015:5, на которых расположены спорные здания с кадастровыми номерами 77:09:0003015:1051 и 77:07:0004003:1126, не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего такие здания, согласно положениям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 323 и 2279 Перечня подлежат признанию недействующими с 1 января 2016 года, то есть с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, пункты 17082 и 20641 Перечня подлежат признанию недействующими с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу п остановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
По правилам статей 103, 113 КАС РФ в пользу ОАО "Аремэкс" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей с Правительства Москвы.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2016 года пункты 323 и 2279 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 17082 и 20641 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Сибул Ж.А.
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2018 года г. Москва
Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С,
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1501/2018 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" о признании недействующими пунктов 323 и 2279 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", пунктов 17082 и 20641 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2016 года пункты 323 и 2279 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 17082 и 20641 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу открытого акционерного общества по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений "Аремэкс" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда Сибул Ж.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.