Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Кривич Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1558/2018 по административному исковому заявлению Рахимова Али Тулкуновича к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г,
УСТАНОВИЛ:
Рахимов А.Т. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2989 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г. в размере 78279000 руб.; о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка и не согласен с его кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости земельного участка, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика арендной платы. В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка предоставлен отчет об оценке от 18 октября 2017 г. N181017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Региональная Гильдия Оценщиков".
В ходе рассмотрения дела административный истец Рахимов А.Т. подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2989 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г. в размере 84553000 руб.; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Рахимова А.Т. - Цикин В.С, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Шульженко В.С, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является арендатором спорного земельного участка площадью 2989 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 по адресу: "... ", что подтверждается договором аренды земельного участка от 16 ноября 2017 г. NМ-03-051537. По сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 9 августа 2017 г.
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ и спользование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития РФ от 22 июня 2015 г. N388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
На основании изложенного и в силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ административный истец, будучи арендатором земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, оплачивающим арендную плату исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка, путем обращения в суд. При этом суд учитывает, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как арендатора земельного участка, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения арендной платы за предоставленный земельный участок.
По результатам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 9 августа 2017 г. в размере 137695697 руб. 72 коп.
Оспаривая указанные результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, административный истец представил суду отчет об оценке от 18 октября 2017 г. N181017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Региональная Гильдия Оценщиков". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика определением суда от 2 марта 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 30 марта 2018 г. N22.03/29-18, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Гранд Реал" Моториным К.О.:
- отчет об оценке от 18 октября 2017 г. N181017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Региональная Гильдия Оценщиков", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 2989 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 по адресу: "... ", по состоянию на 9 августа 2017 г. составляет 84553000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого, а также учитывая расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в заключении оценочной судебной экспертизы, административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г. в размере, определенном в заключении оценочной судебной эксперты.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Шульженко В.С. в судебном заседании н е согласился с выводом оценочной судебной экспертизы о величине рыночной стоимости земельного участка, считает правильной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики и их представители не привели суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 30 марта 2018 г. N22.03/29-18, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Гранд Реал" Моториным К.О, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ПП- II N069358 от 12 сентября 2013 г.; эксперт является членом саморегулируемой организации оценщиков "Экспертный совет", регистрационный номер 1160 от 7 ноября 2013 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована по полису страхования ответственности в АО "АльфаСтрахование"; стаж работы в оценочной деятельности составляет 5 лет, работает оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Гранд Реал" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 30 марта 2018 г. N22.03/29-18 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 18 октября 2017 года N181017, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Региональная Гильдия Оценщиков", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию 9 августа 2017 г. в размере 84553000 руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2989 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г. в размере 84553000 руб, является законным и подлежит удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является 26 декабря 2017 г. Датой постановки земельного участка на государственный кадастровый учет является 9 августа 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г. применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 9 августа 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного земельного участка, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Ввиду удовлетворения административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административного ответчика Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рахимова Али Тулкуновича об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 9 августа 2017 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2989 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 84553000 (восемьдесят четыре миллиона пятьсот пятьдесят три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 9 августа 2017 года.
Датой обращения Рахимова Али Тулкуновича с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 26 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 9 августа 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003017:4160 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Рахимова Али Тулкуновича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.