Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Быковской Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2218/2018 по административному исковому заявлению ФГУП ГлавУпДК при МИД России о признании незаконным действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившегося в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с заявлением о признании незаконным действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия), выразившегося в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию от 16 января 2018 года N 51-3978/2018 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***; обязании Комиссии рассмотреть заявление по существу.
Административные исковые требования мотивированы тем, что истец является владельцем многоквартирного 24х этажного дома по адресу: г. *** на основании свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 27.12.2013г. В составе указанного дома, среди прочих, имеется помещение с кадастровым номером ***.
Не согласившись с размером кадастровой стоимости указанного помещения, и воспользовавшись правом на пересмотр кадастровой стоимости объекта, предусмотренным статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности", административный истец 29 декабря 2017 года обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта.
Уведомлением от 16 января 2018 года N 51-3978/2018 в принятии документов на Комиссию было отказано ввиду отсутствия необходимых документов.
Указанные действия Комиссии, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец считает незаконными, указывая, что им был представлен необходимый пакет документов, позволяющей Комиссии рассмотреть заявление. По мнению административного истца, указанным действием Комиссии нарушено его право на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы искового заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что 29 декабря 2017г. административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***, указывая, что данное помещение является составной частью многоквартирного 24х этажного дома по адресу: ***, имеющего кадастровый номер ***.
К заявлению приложены следующие документы: выписка из ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***, кадастровая стоимость которого оспаривается; выписка из ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером ***, в состав которого входит спорное помещение; нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 27.12.2013г, заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности за РФ от 13.01.2015г.; подлинник отчета об оценке рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016г, его электронная копия на компакт-диске; доверенность и приказы на должностных лиц ГлавУпДК при МИД России.
16 января 2018 года Комиссией вынесено уведомление об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-3978/2018.
Основанием для отказа в принятии документов послужило отсутствие нотариально заверенной копии правоустанавливающего документа на объект недвижимости с кадастровым номером *** (к заявлению приложена нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права с кадастровым номером ***).
Оспаривая действие Комиссии по вынесению данного уведомления, административный истец указывал, что у Комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в принятии документов.
Суд считает доводы представителя административного истца заслуживающими внимания.
Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263.
Пунктом 13 указанного Порядка предусмотрено, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости с приложением следующих документов:
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
- отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в случаях, установленных настоящим Порядком.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Из материалов дела усматривается, что помещение с кадастровым номером *** является составной частью объекта недвижимости с кадастровым номером ***, что подтверждается, среди прочих, выпиской из ЕГРН и документами технического учета.
В Комиссию административным истцом представлено нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения за истцом от 27.12.2013г. на многоквартирый 24 этажный дом с кадастровым номером ***, а также нотариально заверенное свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный объект за РФ от 13.01.2015г.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016г, по смыслу пунктов 4 - 8 статьи 25 Закона о кадастре, все помещения в здании учитываются в его составе. Осуществление кадастрового учета отдельных помещений допускается законодательством, однако не выводит эти помещения из состава здания и не допускает изменения его характеристик как объекта кадастрового учета.
Помещение с кадастровым номером *** является обособленным и изолированным в составе 24 этажного многоквартирного дома, существующего в качестве самостоятельного объекта недвижимости с кадастровым номером ***, однако представляет собой лишь часть объекта недвижимого имущества, в связи с чем обязанность в отдельной регистрации права собственности на данное помещение законодательством не предусматривается.
Внесение в кадастр соответствующих сведений об отдельной части объекта недвижимого имущества не является отражением факта образования нового самостоятельного объекта недвижимости.
Учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Данный вывод содержится в п.9 Обзора судебной практики от 30.11.2016г.
Помещение с кадастровым номером ***, входящее в состав 24 этажного многоквартирного дома с кадастровым номером ***, является частью указанного объекта, в связи с чем у административного истца отсутствует свидетельство о государственной регистрации права на указанное помещение.
При таких обстоятельствах, административный истец обоснованно представил в Комиссию одновременно с заявлением нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером ***, составной частью которого является помещение с кадастровым номером ***, кадастровая стоимость которого оспаривается.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии является подача заявления без приложения документов, предусмотренных пунктом 13 Порядка.
Поскольку заявление было подано с приложением необходимых документов, оснований для отказа в принятии заявления и документов у Комиссии не имелось.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество, уплачивая налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости, следовательно, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога, истец вправе обращаться в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
С учетом изложенного, суд признает незаконным действие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившееся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 16 января 2018 года N 51-3978/2018 в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***.
Ввиду того, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение одного месяца с даты его поступления, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на Комиссию обязанность рассмотреть по существу заявление о пересмотре кадастровой стоимости в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившиеся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 16 января 2018 года N 51-3978/2018 в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ***.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ФГУП ГлавУпДК при МИД России, обязав Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть по существу заявление ФГУП ГлавУпДК при МИД России от 29 декабря 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером *** в срок, не превышающий 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.