Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2512/18 по административному исковому заявлению ИП Капулы С. И. о признании незаконными уведомлений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 и от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявлений о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу указанные заявления,
УСТАНОВИЛ:
ИП Капула С. И. обратился в Московский городской суд с административным иском, в котором просит п ризнать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ИП Капулы С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77 :06 :0012020:1187, расположенного по адресу: ***, обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 28.12.2017 г. заявление ИП Капулы С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ИП Капулы С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012020:17571, расположенного по адресу: ***, обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 28.12.2017 г. заявление ИП Капулы С.И. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания.
Требования мотивированы тем, что ИП Капула С.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77 :06 :0012020:1187, расположенного по адресу: ***, и собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012020:17571, расположенного по адресу: ***. Истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве 28 декабря 2017 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года и 17 апреля 2017 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлениями секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 и от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания. Административный истец считает незаконными и подлежащими отмене указанные уведомления.
В судебном заседании представитель административного истца Романов Д.С, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, заинтересованного лица Правительства Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административных ответчиков, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИП Капула С.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77 :06 :0012020:1187, расположенного по адресу: ***, что подтверждается договором аренды земельного участка N И-06000167 от 26 декабря 2012 года. По условиям договора аренды размер арендной платы за земельный участок определяется с учётом устанавливаемых Правительством Москвы ставок арендной платы за землю в городе Москве, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
ИП Капула С.И. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0012020:17571, расположенное по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. С учётом изложенного административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец является арендатором земельного участка и собственником нежилого здания, оплачивает арендную плату и налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка, нежилого здания и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данных земельного участка, нежилого здания в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москве по состоянию на 1 января 2016 года" установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 75 265 314,30 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" установлена кадастровая стоимость нежилого здания в размере 149 110 582,28 рублей по состоянию на 17 апреля 2017 года.
Административный истец не согласился с указанной кадастровой стоимостью и 28 декабря 2017 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года и на 17 апреля 2017 года, с приложением всех необходимых документов.
Уведомлениями секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 и от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018 отказано в принятии заявлений административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания по состоянию на актуальные даты.
Указанный отказ мотивирован тем, что доверенности не содержат полномочий подавать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Проверяя законность указанного отказа комиссии в принятии к рассмотрению заявлений административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания по состоянию на 01 января 2016 года и 17 апреля 2017 года, оформленного в виде уведомлений секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москв е от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 и от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся на основании недостоверности указанных сведений; отчёт, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года N263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо).
В соответствии с вышеуказанным пунктом Порядка к заявлению помимо приложений, перечисленных в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, дополнительно прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт, о соответствии отчёта об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
В соответствии с пунктом 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чём секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к заявлению документы, указанные в пункте 13 Порядка, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Таким образом, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ и Порядком установлен закрытый перечень оснований для отказа в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом законодательство Российской Федерации не содержит специальных требований ни к форме доверенности, ни к выдаче представителю доверенности со специальными полномочиями на подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
Согласно пункту 1 Порядка комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создаётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно части 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
В силу пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдаётся за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Доверенность от 20 декабря 2017 года, копия которой представлена в материалы дела, и выданная подавшему заявления о пересмотре кадастровой стоимости лицу, указанным требованиям соответствует.
На основании данной доверенности от 20 декабря 2017 года представитель ИП Капулы С.И. - Дорогинин В.Е. уполномочен представлять интересы ИП Капулы С.И. в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве (и иных территориальных управлениях настоящей службы). Каких-либо исключений в части предъявления заявления о пересмотре кадастровой стоимости данная доверенность не содержит.
Доказательства того, что к заявлениям о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания вх. NN 180816/2017, 180821/2017 от 28 декабря 2017 года была приложена какая-то другая доверенность, административными ответчиками в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд полагает ошибочными выводы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, изложенные в уведомлениях 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 и от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018, о том, что доверенность представителя ИП Капулы С.И. - Дорогинина В.Е, которым подписаны заявления, не содержит полномочий подавать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
На основании изложенного, отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявлений административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания по состоянию на 01 января 2016 года и 17 апреля 2017 года, оформленный в виде уведомлений секретаря комиссии от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 и от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018, не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 года N263, вследствие этого является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ именно к компетенции комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, с уд, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на к омиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность рассмотреть по существу в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу поданные 28 декабря 2017 года заявления ИП Капулы Сергея Ивановича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, нежилого здания по состоянию на 01 января 2016 года и 17 апреля 2017 г. соответственно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИП Капулы С. И. удовлетворить.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2830/2018 в принятии к рассмотрению заявления ИП Капулы С. И. о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. земельного участка с кадастровым номером 77 :06
: 0012020:1187, расположенного по адресу: ***.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление ИП Капулы С. И. от 28 декабря 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года земельного участка с кадастровым номером 77 :06 :0012020:1187, расположенного по адресу: ***, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 15.01.2018 г. N 51-2831/2018 в принятии к рассмотрению заявления ИП Капулы С. И. о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 17 апреля 2017 года нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012020:17571, расположенного по адресу: ***.
Возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу заявление ИП Капулы С. И. от 28 декабря 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 17 апреля 2017 года нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0012020:17571, расположенного по адресу: ***, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.