Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2531/18 по административному исковому заявлению АО "ЛИТ-ФОНОН" о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 декабря 2017 г. за N 51-32215/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу указанное заявление,
УСТАНОВИЛ:
АО "ЛИТ-ФОНОН" обратилось в Московский городской суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии к рассмотрению заявления АО "ЛИТ-ФОНОН" о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2014 года нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 площадью 29 002,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть заявление АО "ЛИТ-ФОНОН" по существу.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023. Кадастровая стоимость поименованного объекта недвижимого имущества определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2 339 600 008,44 руб.
Поскольку несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, АО "ЛИТ-ФОНОН", воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания, 12 декабря 2017 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Между тем уведомлением (далее - Уведомление) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 декабря 2017 г. за N 51-32215/2017 об отказе в принятии документов на Комиссию, заявление АО "ЛИТ-ФОНОН" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 возвращено подателю со ссылкой на то обстоятельство, что представленный отчет об оценке рыночной стоимости здания составлен по состоянию на 1 января 2014 года, в то время как содержащаяся в ЕГРН кадастровая стоимость спорного объекта установлена на 1 января 2016 года, в связи с чем рыночная стоимость объекта должна быть определена в отчете об оценке также по состоянию на 1 января 2016 года.
Административный истец считает незаконными действия Комиссии по отказу в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, выразившиеся в вынесении Уведомления от 20 декабря 2017 г. за N 51-32215/2017, поскольку они противоречит нормам Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Представитель административного истца Зебницкая О.В. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Указала, что административным истцом оспаривалась архивная кадастровая стоимость спорного объекта, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, при этом со стороны АО "ЛИТ-ФОНОН" были представлены все требуемые Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" документы, в связи с чем оснований для отказа в принятии заявления для рассмотрения Комиссией не имелось. Кроме того, полагала, что пересмотр архивной кадастровой стоимости на дату обращения в комиссию был для административного истца актуальным, поскольку налог на имущество организаций АО "ЛИТ-ФОНОН" в отношении спорного здания уплачивал именно в 2017 году, то есть в том году, когда было подано заявление в Комиссию.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Сухов Д.А. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 этого же Закона к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В развитие приведенных законоположений Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок), пунктом 14 которого предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно пункту 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка (копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости), или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Соответственно, перечень оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что АО "ЛИТ-ФОНОН" 12 декабря 2017 года в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 по основанию установления в отношении данного объекта недвижимости рыночной стоимости.
Согласно перечню приложений к заявлению были приложены: копия уведомления об изменении наименования, протокол о назначении генерального директора, копия доверенности, выписка из ЕГРН, кадастровая справка о кадастровой стоимости здания; нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорное здание; отчет об оценке на бумажном носителе и в электронной форме.
Между тем оспариваемым Уведомлением от 20 декабря 2017 г. за N 51-32215/2017 отказано в принятии к рассмотрению заявления АО "ЛИТ-ФОНОН" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023. В качестве основания для вынесения Уведомления указано на то, что заявителем указана неверная дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (1 января 2014 года вместо содержащейся в ЕГРН даты - 1 января 2016 года), а также не представлен отчет об оценке рыночной стоимости здания на 1 января 2016 года (дата оценки в отчете - 1 января 2014 года).
Оценивая действия Комиссии, суд учитывает, что при подаче заявления в комиссию административным истцом были приложены все документы, перечень которых приведен в ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" и в пункте 13 Порядк а создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В приведенных правовых нормах не содержится указания на то, что отчет об оценке, предоставляемый заявителем, должен быть составлен на определенную дату. В компетенцию секретаря Комиссии не входит проверка обоснованности составления отчета об оценке, и он не в праве отказать в принятии документов на Комиссию по мотиву неправильного составления отчета об оценке.
Между тем в силу положений ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Соответственно, при рассмотрении административного иска о признании незаконными действий Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, выразившихся в вынесении уведомления об отказе в принятии документов на Комиссию, суд должен оценить обоснованность возврата поданного административным истцом заявления не только по основаниям, изложенным в самом уведомлении, но и по иным основаниям, то есть имеются ли иные препятствия для рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости по существу.
Как было указано выше, одним из оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению Комиссией является нарушение сроков обращения с таким заявлением.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 по состоянию на 1 января 2016 года в размере 2 428 012 694,38 руб. Указанные результаты определения кадастровой стоимости применяются с 1 января 2017 года.
Соответственно, на момент обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - 12 декабря 2017 года, оспариваемые результаты кадастровой стоимости, определенной на 1 января 2014 года, являлись архивными.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством ( абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3, устанавливают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, в случае принятия заявления к рассмотрению Комиссией и удовлетворения требований АО "ЛИТ-ФОНОН" о пересмотре кадастровой стоимости, сведения о новой кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 могли бы быть применены для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января 2017 года, то есть года, в котором административный истец обратился с заявлением в Комиссию.
В свою очередь целью применения новой кадастровой стоимости в отношении нежилого здания является определение налоговой базы для уплаты налога на имущество организации, который исчисляется из кадастровой стоимости такого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. При этом согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении принадлежащих налогоплательщику объектов определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимого имущества в размере 2 339 600 008,44 руб. была определена по состоянию на 1 января 2014 года и применялась для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 1 января 2016 года до 31 декабря 2016 года, а, следовательно, применяется при расчете налога, подлежащего уплате налогоплательщиком за налоговый период 2016 года.
Соответственно, обратившись с заявлением в Комиссию в 2017 году, административный истец не имел право на пересмотр кадастровой стоимости ставшей архивной, поскольку результаты такого пересмотра в силу положений ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" могли бы быть применены с 1 января 2017 года, то есть с даты, когда налоговая база по налогу на имущество организации в отношении спорного здания определяется исходя из иной кадастровой стоимости, утвержденной по состоянию на 1 января 2016 года.
В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года не являлись актуальными для АО "ЛИТ-ФОНОН" на дату обращения в Комиссию - 12 декабря 2017 года, а само заявление подано с пропуском срока, установленного Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ".
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости были актуальными для АО "ЛИТ-ФОНОН" в связи с тем, что уплата налога на имущество организации производилась именно в 2017 году, не могут быть приняты судом во внимание. Так, из толкования вышеприведенных норм следует, что право на пересмотр архивной кадастровой стоимости сохраняется лишь в том случае, если применение результатов такого пересмотра является актуальным для целей, установленных законодательством. Как было указано выше, целью пересмотра кадастровой стоимости является изменение налоговой базы, определяемой для исчисления налога за период 2016 года, а не сам по себе расчет сумм налоговых платежей, фактически осуществленных административным истцом в 2017 году. Налоговая база по налогу на имущество организации за 2016 год в 2017 году изменена быть не могла.
В настоящем случае обязанность по уплате налога на имущество организации в силу положений ст. 383 НК РФ и ст. 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 год N 64 "О налоге на имущество организаций" возникла у АО "ЛИТ-ФОНОН" в 2016 году, а фактически уплата налога была произведена административным истцом в 2017 году лишь на основании требования налогового органа.
Кроме того, из объяснений представителя истца следует, что на момент обращения с заявлением в Комиссию уплата налога на имущество административным истцом уже была произведена.
Ссылка заявителя на тот факт, что ранее 23.12.2016 года АО "ЛИТ-ФОНОН" уже обращалось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания по состоянию на 01 января 2014 года на основании отчета от 22.12.2016 N 0278/16-1, решением Комиссии указанное заявление было отклонено по причине несоответствия отчета о рыночной стоимости объекта требованиям законодательства об оценочной деятельности, не может быть принята во внимание, поскольку с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания по состоянию на 01 января 2014 года на основании отчета от 30.10.2017 года АО "ЛИТ-ФОНОН" обратилось в Комиссию только 12.12.2017 года, утратив право на пересмотр кадастровой стоимости, ставшей архивной.
Вместе с тем, АО "ЛИТ-ФОНОН" не лишено права обратиться в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0001003:1023 по состоянию на 1 января 2014 года, установлении ее в размере рыночной на основании отчета от 22.12.2016 N 0278/16-1, поскольку досудебный порядок обращения с таким заявлением административным истцом соблюден, заявление АО "ЛИТ-ФОНОН" решением Комиссии от 17 января 2017 года отклонено.
С учетом изложенного, поскольку оспариваемое решение Комиссии, несмотря на формальное указание в Уведомлении ненадлежащего мотива для отказа в принятии заявления к рассмотрению Комиссии, по существу является обоснованным и не нарушает права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований АО "ЛИТ-ФОНОН" о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 декабря 2017 г. за N 51-32215/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу указанное заявление.
руководствуясь статьями 174 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований АО "ЛИТ-ФОНОН" о признании незаконным уведомления комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 20 декабря 2017 г. за N 51-32215/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания и возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть по существу указанное заявление отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.