Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Быковской Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2931/2018 по административному исковому заявлению Алферова Алексея Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить в размере рыночной кадастровую стоимость двух машиномест, расположенных по адресу: *** со следующими кадастровыми номерами: ***, ***. Истцом заявлены требования об установлении кадастровой стоимости в размере 1 211 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость каждого из них по состоянию на 01 января 2016г. утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 2 673 630 руб.
Не согласившись с размером утвержденной кадастровой стоимости, истец обратился к независимому оценщику. Согласно отчету об оценке, составленному ООО "Объединенное предприятие по оценке и экспертизе специальных объектов и инвестиций" (ООО "Спецоценка") N 10/17/2 от 02.04.2018г. рыночная стоимость каждого машиноместа на дату утверждения кадастровой стоимости составила 1 211 000 руб.
Обращаясь в суд, истец указал, что несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости машиномест.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административный истец является собственником двух машиномест по адресу: *** со следующими кадастровыми номерами: ***, ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРП, договорами купли-продажи.
Указанные выше объекты недвижимости приобретены административным истцом по договору купли-продажи от 27.09.2016г. N 160927/1 у ООО КБ "Кредит Эксперсс" по цене в 2 080 000 руб, стоимость каждого машиноместа составила 1 040 000 руб.
В соответствии со ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении машиномест как объектов недвижимого имущества установлена исходя из их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29 ноября 2016г. кадастровая стоимость каждого машиноместа утверждена в размере 2 673 630 руб. по состоянию на 01 января 2016г.
Посчитав установленную в отношении данных объектов недвижимости кадастровую стоимость завышенной, истец обратился к независимому оценщику за установлением рыночной стоимости объектов.
В соответствии с отчетом об оценке ООО "Спецоценка" N 10/17/2 от 02.04.2018г. по состоянию на 01.01.2016г. рыночная стоимость каждого из машиномест составляет 1 211 000 руб.
В соответствии с п.1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в размере кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные возражения по делу, в которых, среди прочего, указано на недостоверность определенной в отчете рыночной стоимости объектов.
Судом отклоняются указанные доводы. Изучив отчет об оценке рыночной стоимости машиномест, составленный ООО "Спецоценка" N 10/17/2, суд приходит к выводу, что он является надлежащим доказательством, оценка проведена в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 N 297, 298, 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Признавая отчет об оценке допустимым доказательством по настоящему делу, суд учитывает, что определенная в отчете рыночная стоимость машиномест подтверждается договором купли-продажи от 27.09.2016г. N 160927/1, согласно которому объекты приобретены у ООО КБ "Кредит Эксперсс" по цене в 2 080 000 руб, стоимость каждого машиноместа составила 1 040 000 руб, что соответствовало текущей ситуации на рынке недвижимости в оцениваемый период.
Из пояснений представителя административного истца следует, что спорные машиноместа расположены в специально предназначенном для хранения автомобилей здании. В материалы дела представлено судебное решение от 19.02.2018г, которым установлена кадастровая стоимость одного из машиномест, принадлежащего иному лицу, но также расположенного в указанном здании, кадастровая стоимость машиноместа составила 1 161 000 руб, что является сопоставимым с рыночной стоимостью, о которой заявлено административным истцом.
Административными ответчиками не представлено каких-либо допустимых и относимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные в отчете об оценке выводы.
Доводы административных ответчиков о несоответствии отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и недостоверности определенной оценщиком рыночной стоимости машиномест, основаны на предположении и не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами. Достоверных данных об иной рыночной стоимости машиномест Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в суд не представлено.
При таких обстоятельствах и исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость машиномест должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке по состоянию на 01 января 2016 года, а именно в размере 1 211 000 руб.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 25 мая 2018 года. Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано 25 мая 2018 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем понуждение государственного органа на указанные действия судебным решением не требуется и административные исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость машиноместа по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 1 211 000 руб.
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость машиноместа по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 1 211 000 руб.
Кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 мая 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.