Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Быковской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3021/2018 по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организации потребителей защиты прав потребителей "Моспотребнадзор",
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве (далее - Главное управление) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило ликвидировать Межрегиональную общественную организацию потребителей защиты прав потребителей "Моспотребнадзор" (ОГРН 1117799021823).
Административные исковые требования мотивированы тем, что административным ответчиком не исполнены требования абзаца 4 части 1 статьи 29 ФЗ "Об общественных объединениях", обязывающего некоммерческую организацию представлять отчет о деятельности некоммерческой организации, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств в уполномоченный орган. За 2016 год административный ответчик сведения в уполномоченный орган не представил.
Также административным ответчиком не исполнен п.3.2 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях", возлагающий на некоммерческую организацию обязанность ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о своей деятельности. Административный ответчик, начиная с 2012 года, требуемые сведения в сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России не размещает.
Дополнительно административный истец указал, что в наименовании организации используется наименование, схожее до степени смешения с наименованием органа государственной власти.
В адрес административного ответчика Главным управлением выносились письменные предупреждения от 25.05.2017г, от 09.10.2017г, которые исполнены не были. Впоследствии деятельность ответчика приостанавливалась сроком на 3 месяца до 16.04.2018г.
В судебном заседании представитель административного истца Малеева Н.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представители административного ответчика К.Е.И, А.М.С. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, указывая, что необходимые сведения за 2016 год в Главное Управление представлялись, что подтверждается имеющимися почтовыми квитанциями; в настоящее время сведения представлены повторно; на информационных ресурсах Минюста России сведения о некоммерческой организации размещены в полном объеме; организацией направлены документы о смене наименования в уполномоченный орган для принятия соответствующего решения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы искового заявления, суд приходит к следующему.
Право каждого на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров Российской Федерации, включая Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами. Данные права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом ( часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 30, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что при рассмотрении дел о ликвидации некоммерческой организации осуществляется судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными органами или должностными лицами отдельных властных требований к объединениям граждан ( пункт 1 части 3 статьи 1 КАС РФ).
Судом установлено, что 20 октября 2011 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Межрегиональная общественная организация потребителей защиты прав потребителей "Моспотребнадзор", запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 28 октября 2011 года за основным государственным регистрационным номером 1117799021823.
Устав Межрегиональной общественной организации потребителей защиты прав потребителей "Моспотребнадзор" утвержден Учредительной Конференцией организации 16 августа 2011 года, изменения к нему приняты 16 сентября 2015 года.
Пунктом 3.1. Устава предусмотрено, что целью организации является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защиты их интересов.
25 мая 2017г. Главным управлением в адрес административного истца вынесено предупреждение, из которого следует, что до 15 августа 2017г. организации следует представить в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества за 2016 год; разместить отчеты о своей деятельности начиная с 2012 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста. Также в тексте предупреждения указано, что организация имеет наименование, схожее до степени смешения с наименованием органа государственной власти.
Предупреждение направлено по адресу организации, однако получено ею не было, что следует из копии конверта, представленной в материалы дела.
09 октября 2017 года Главным управлением в адрес административного истца вынесено повторное предупреждение со сроком устранения недостатков до 22 ноября 2017 года. Повторное предупреждение, направленное почтовым отправлением в адрес организации, также получено не было.
Впоследствии в адрес организации Главным управлением вынесено представление, обязывающее организацию устранить нарушения в срок до 15 января 2018 года. Представление получено организацией не было.
16 января 2018 года Главным управлением было принято распоряжение о приостановлении деятельности организации сроком до 16.04.2018г. Данное распоряжение организацией получено не было.
24 мая 2018 года Главное управление обратилось в Московский городской суд с иском о ликвидации организации, указывая в обоснование заявленных доводов на неисполнение предписаний, изложенных в ранее направленных в адрес организации предупреждениях.
В судебном заседании представители организации, возражая против удовлетворения административных исковых требований, ссылались на то, что необходимые документы за 2016 год были представлены ими в уполномоченный орган своевременно.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" указано, что документы, содержащие отчет о деятельности организации, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, организация представляет ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
В материалы дела представлена почтовая квитанция с приложением почтовой описи от 16.01.2017г, из которой следует, что в адрес Главного управления организацией были направлены все необходимые документы за 2016 год, а именно: отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов за 2016 год; сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации; уведомление о расходовании денежных средств и использовании иного имущества за 2016 год; сообщение о продолжении деятельности.
К почтовой квитанции и описи приложены копии направленных в адрес Главного управления документов, из содержания которых видно, что они составлены по формам, установленным в приложении к постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 N 212.
Таким образом, учитывая, что организацией в материалы дела представлены документы, подтверждающие своевременную отправку документов о своей деятельности за 2016 год, предусмотренных частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", частью 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в виде почтового отправления с описью вложения в уполномоченный орган, соответствующее основание для ликвидации организации суд находит необоснованным.
Кроме того, на момент рассмотрения дела организацией в адрес Главного управления повторно представлены отчеты о своей деятельности за 2016 год, что подтверждается представленными в материалы дела отметками уполномоченного органа и пояснениями Главного Управления от 27 июня 2018 года, в которых указано, что соответствующая отчетность представлена в Управление 23 апреля 2018 года, а также размещена в сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России ( www. minjust. ru ) 17 июня 2018 года.
Настаивая на осуществлении деятельности в соответствии с требованиями законодательства и добросовестном осуществлении прав и обязанностей, административный истец представил в материалы дела доказательства направления в уполномоченный орган соответствующих отчетов о своей деятельности за 2012г, 2013г, 2014г, 2015г, 2017г. в установленный законодательством срок, т.е. не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представив почтовые отправления с описью вложения за указанные годы.
В судебном заседании представитель Главного Управления также указал на допущенное организацией нарушение в виде неопубликования отчета о своей деятельности.
В соответствии с частью 3.2. статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Судом установлено, что на дату обращения в суд уполномоченного органа в сети "Интернет" на информационных ресурсах Минюста России действительно не были размещены отчеты о деятельности организации.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела данное нарушение было устранено. Из представленных в материалы дела скриншотов страниц сайта www. minjust. ru следует, что соответствующая отчетность организации за период с 2011г. по 2018г. размещена. Факт размещения отчетности в информационных ресурсах Минюста РФ подтвержден при рассмотрении дела и самим административным истцом.
Что касается утверждения представителя Главного управления о допущенных организацией нарушениях в указании наименования, которое до степени смешения сходно с наименованием государственного органа, суд отмечает, что в соответствии с протоколом внеочередной конференции от 13 июня 2018 года принято решение изменить наименование организации, 15 июня 2018 года соответствующие документы направлены в уполномоченный орган.
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что нарушений, имеющих неустранимых характер, организацией допущено не было. На момент рассмотрения дела нарушения в большей части устранены, а также приняты безотлагательные меры к устранению нарушений (в части смены наименования).
Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям.
Следовательно, в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения. Данный подход подлежит применению при рассмотрении административного иска о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан по любым основаниям.
По настоящему делу судом не установлено оснований для ликвидации организации.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о ликвидации некоммерческой организации, суд помимо изложенного выше, учитывает, что организация является непосредственно действующей, в материалы дела представлены заключенные организацией договоры аренды и безвозмездного пользования помещений от 29.01.2018г, 02.11.2015г, 30.01.2012г. под размещение дополнительных офисов организации по адресам: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 32 а, стр.9; шоссе Энтузиастов, д.20Б, стр.4, ул. Тверская, дом 12, стр.2.
Также в материалы дела представлены выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету организации, из содержания которых видно, что организацией принимаются пожертвования, оплачиваются страховые взносы в Фонд социального страхования, в Фонд обязательного медицинского страхования, производится уплата налога на доходы физических лиц, поступают денежные средства по исполнительным листам.
Довод представителя Главного управления о том, что организация не оспаривала вынесенные в отношении нее предупреждения и распоряжение о приостановлении деятельности, что является самостоятельным основанием для ликвидации, суд находит несостоятельным.
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в Постановлении от 18 июля 2017г. N 14-П, принимая во внимание, что допущенные организацией нарушения по неразмещению сведений в интернет-ресурсах Минюста РФ, использованию наименования схожего до степени смешения с наименованием государственного органа, являются устранимыми и большей частью устранены, и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц, а также учитывая, что применение такой меры как ликвидация юридического лица носит исключительный характер, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Ссылка Главного управления на решение Верховного Суда РФ от 31.07.2017г. N АКПИ17-576 и апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.01.2018г. N 9-АПГ17-29 в обоснование правовой позиции суд находит ошибочной, поскольку в данных судебных актах удовлетворение требований о ликвидации обуславливалось неисполнением вынесенных предписаний на момент рассмотрения дела в суде. По настоящему делу подобных обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организации потребителей защиты прав потребителей "Моспотребнадзор" - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.