Президиум Московского городского суда в составе
Председателя Президиума Базьковой Е.М.
и членов Президиума: Панарина М.М, Афанасьевой Н.П, Ишмуратовой Л.Ю, Курциньш С.Э, Васильевой Н.А, Пильгуна А.С.
при секретаре Федотовой Ю.Д,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. гражданское дело по иску Департамента городского имущества г.Москвы к Сергееву В.А. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, установлении суммы выкупа
по кассационной жалобе Департамента строительства г.Москвы, подписанной руководителем Департамента Бочкаревым А.Ю, поступившей в суд кассационной инстанции 8 февраля 2018 года, кассационной жалобе Департамента городского имущества г.Москвы, Правительства Москвы, подписанной представителем по доверенности Шатихиным Н.В, поступившей в суд кассационной инстанции 6 апреля 2018 года, на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 7 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества город Москвы обратился в суд с иском к Сергееву В.А. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, установлении размера выкупа, указывая на то, что 17 июня 2016 года истцом издано распоряжение об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества с целью реконструкции железнодорожного переезда на 34 км *** направления Московской железной дороги со строительством автодорожного путепровода, среди которых имеется земельный участок и расположенное на данном участке нежилое здание, принадлежащие Сергееву В.А. на праве собственности. Ответчику для подписания был направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы, однако, такое соглашение ответчиком не подписано.
На основании изложенного, истец просил изъять для государственных нужд земельный участок общей площадью 692 кв.м. с кадастровым номером *** и нежилое здание, общей площадью 583,3 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: г. ***, установить сумму выкупа указанного имущества в размере *** руб. и определить условия выкупа.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 7 июня 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2017 года, постановлено:
изъять для государственных нужд города Москвы земельный участок общей площадью 692 кв.м, расположенный по адресу: г. ***, с кадастровым номером: ***, а также расположенное на данном земельном участке нежилое здание общей площадью 583,3 кв.м, расположенное по адресу: г. ***, с кадастровым номером ***,
установить сумму выкупа земельного участка общей площадью 692 кв.м, расположенного по адресу: г. ***, с кадастровым номером: ***, а также находящегося на данном земельном участке нежилого здания общей площадью 583,3 кв.м, расположенного по адресу: г.***, с кадастровым номером ***, в размере *** рублей 00 копеек,
установить следующие условия выкупа:
- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом строительства г. Москвы за счет средств бюджета г. Москвы в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления на счет правообладателя;
- правообладатель обязан освободить земельный участок и нежилое здание от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х рабочих дней после получения возмещения стоимости изымаемого имущества, обеспечить доступ государственному заказчику и/или подрядной организации для проведения строительно-монтажных работ, в том числе сноса. Департамент строительства города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований - отказать.
Постановлено, что решение является основанием для регистрации прекращения права собственности Сергеева В.А. на земельный участок, перехода и государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на земельный участок общей площадью 692 кв.м, расположенный по адресу: г. ***, с кадастровым номером: ***, а также находящееся на данном земельном участке нежилое здание общей площадью 583,3 кв.м, расположенное по адресу: г.***, с кадастровым номером ***, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В кассационных жалобах Департамент городского имущества г.Москвы, а также Правительство Москвы и Департамент строительства г.Москвы, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, полагая их незаконными.
6 марта 2018 года данное дело было истребовано из Щербинского районного суда г. Москвы, 21 марта 2018 года поступило в Московский городской суд и определением судьи Московского городского суда от 25 апреля 2018 года кассационные жалобы Департамента городского имущества г.Москвы, Правительства Москвы, Департамента строительства г.Москвы с гражданским делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда Президиума Московского городского суда.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Департамента городского имущества г.Москвы, Правительства Москвы по доверенности Беловой А.А, представителя Департамента строительства г.Москвы Серикова Т.А, Сергеева В.А, его представителя по доверенности Скребцова А.В, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Московского городского суда приходит к следующему.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).
В силу статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ и зъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе объектов федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в редакции Федерального закона от 5 апреля 2013 года N43-ФЗ р езервирование земель, изъятие недвижимого имущества для государственных нужд, образование и предоставление земельных участков, установление сервитутов и другие отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6-11, 13, и 14 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (пункт 10).
В силу пункта 2 части 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 10 данного Федерального закона изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Наряду с указанными в настоящей части способами изъятия недвижимого имущества может проводиться перераспределение земельных участков. При согласии собственника или правообладателя земельного участка с предложенным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вариантом перераспределения земельных участков допускается их перераспределение без принятия решения об изъятии недвижимого имущества (часть 1).
Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона в случаях изъятия земельного участка и (или) иных объектов недвижимого имущества, необходимых для размещения объекта регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N895-ПП в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N43-ФЗ утвержден проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на 34 км *** направления МЖД для осуществления мероприятий по реконструкции ж/д переезда на 34 км ПК 5, *** направление, участок ***, станция ***.
17 июня 2016 года на основании данного Постановления Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение N 15964 "Об изъятии для государственных нужд земельных участков для целей реконструкции железнодорожного переезда на 34 км *** направления Московской железной дороги со строительством автодорожного путепровода по адресу: 34 км, ПК5, *** направление, участок ***". В приложении к распоряжению установлен перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд, в который включены принадлежащие Сергееву В.А. земельный участок и нежилое здание (пункты 15,16 приложения).
Сергеев В.А. являлся собственником земельного участка, общей площадью 692 кв.м, с кадастровым номером *** и нежилого здания общей площадью 583,3 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: г.***.
В адрес ответчика исх. N 999 направлен на согласование проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости недвижимого имущества и расчета убытков в связи с его изъятием. Срок проекта соглашения составляет три месяца и истек 15 декабря 2016 года.
Как установлено судом, подписанный проект соглашения в Департамент строительства г. Москвы и его структурные подразделения и подведомственные организации от ответчика не поступил.
Согласно представленному со стороны истца отчету ООО "Компания "Аудитор столицы" N *** от 13 мая 2016 года, величина рыночной стоимости изымаемого имущества, принадлежащего Сергееву В.А, в виде земельного участка и нежилого здания, расположенных по адресу: г. ***, составляет *** руб.
В ходе судебного разбирательства Сергеев В.А. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, представил отчет, составленный ООО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 5 августа 2016 года, согласно которому рыночная стоимость изымаемого имущества и размер убытков в связи с изъятием земельного участка составили *** руб. (т.2 л.д.25-51).
Определением суда от 10 марта 2017 года по ходатайству ответчика по делу назначена судебная экспертиза оценки имущества.
Согласно заключению экспертизы, проведенной АНО "Центр независимых экспертиз "ЮРИДЭКС", рыночная стоимость земельного участка и нежилого здания, по адресу: г. ***, и убытков, связанных с изъятием имущества для государственных нужд, по состоянию на 24 декабря 2013 года (день, предшествующий принятию решения об утверждении проекта планировки территории) составляет *** руб, по состоянию на 16 июня 2016 года (день, предшествующий принятию решения об изъятии имущества для государственных нужд) - *** руб, по состоянию на день проведения оценки - *** руб.
Разрешая настоящий спор, суд, сославшись на положения статей 281, 282 ГК РФ, а также разъяснения пункта 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10 декабря 2015 года, установив, что соглашение о выкупе недвижимости в досудебном порядке между сторонами не достигнуто, процедура изъятия истцом соблюдена, пришел к выводу о принудительном изъятии у Сергеева В.А. земельного участка и нежилого здания, по адресу: г. ***, для государственных нужд, по выкупной цене.
Определяя стоимость изымаемого недвижимого имущества, суд, оценив в соответствии с требованиями статей 56, 67, 196, 198 ГПК РФ в совокупности собранные по делу доказательства, в том числе представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости такого имущества и заключение судебной экспертизы, взыскал в пользу Сергеева В.А. возмещение в сумме *** руб, указав на то, что доверяет заключению эксперта как допустимому доказательству, определяющему реальную рыночную стоимость изымаемого имущества.
С данными выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
Проверяя законность принятых по делу судебных постановлений в кассационном порядке, Президиум Московского городского суда не находит оснований к их отмене.
Из объяснений сторон и иных лиц, участвующих в деле, данных в судебном заседании суда кассационной инстанции, Президиумом установлено, что решение суда по данном делу исполнено в полном объеме, поскольку на расчетный счет Сергеева В.А. в банке 14 марта 2018 года переведены денежные средства в размере *** руб. в счет исполнения решения суда от 7 июня 2017 года, что подтверждено также соответствующей банковской выпиской.
При этом ранее принадлежавший Сергееву В.А. земельный участок изъят, освобожден от располагавшегося на нем нежилого здания и используется г.Москвой в целях строительства (реконструкции) объекта, указанного в Постановлении Правительства Москвы от 25 декабря 2013 года N895-ПП и распоряжении Департамента городского имущества г.Москвы от 17 июня 2016 года N 15964.
Вместе с тем, кассационная жалоба Департамента строительства г.Москвы на принятые по делу судебные постановления поступила в суд кассационной инстанции 8 февраля 2018 года, ходатайства о приостановлении исполнения решения суда не содержала.
Кассационная жалоба ДГИ г.Москвы, Правительства Москвы на принятые по делу судебные постановления поступила в суд кассационной инстанции 6 апреля 2018 года, то есть уже после исполнения решения суда.
С учетом изложенного, рассматривая настоящее дело, Президиум исходит из необходимости обеспечения правовой определенности, предполагающей уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок существенного и непреодолимого характера.
Поскольку ошибок такого характера судами при разрешении настоящего дела не допущено, решение суда исполнено в полном объеме, оснований к отмене принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационных жалоб ДГИ г.Москвы, Правительства Москвы, Департамента строительства г.Москвы Президиум не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 386, 387 - 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 7 июня 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента городского имущества г.Москвы, Правительства Москвы, Департамента строительства г.Москвы - без удовлетворения.
Председатель Президиума
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.