Президиум Московского городского суда в составе
Председателя Президиума Егоровой О.А.
и членов Президиума Афанасьевой Н.П, Панарина М.М, Курциньш С.Э, Васильевой Н.А,
при секретаре Федотовой Ю.Д.
рассмотрел в судебном заседании по докладу судьи Князева А.А. гражданское дело по иску Бичуковой Т.А. к Военному комиссариату Московской области о признании решения незаконным, обязании выплатить пособие на погребение, переданное для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по кассационной жалобе истца Бичуковой Т.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Бичукова Т.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о признании решения незаконным, обязании выплатить пособие на погребение, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 28 апреля 2017 года постановлено:
-отменить решение Военного комиссариата Московской области N *** от 25 марта 2016 года об отказе в выплате пособия;
-обязать Военный комиссариат Московской области выплатить Бичуковой Т.А. единовременное пособие на погребение после смерти военного пенсионера Бичукова М.В, умершего *** года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 2018 года решение суда отменено; по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бичуковой Т.А. отказано.
В кассационной жалобе истец Бичукова Т.А. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Определением судьи Московского городского суда Князева А.А. от 13 июня 2018 года кассационная жалоба передана с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Бичуковой Т.А, представителя ответчика Военного комиссариата Московской области - Шембель О.А, Президиум Московского городского суда приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Бичукова Т.А. является пережившей супругой Бичукова М.В, при жизни получавшего пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации в Военном комиссариате Московской области и умершего *** года во время туристической поездки в городе ***, о чем произведена запись о смерти в книге регистрации отделения здравоохранения города Шарм аш-Шейх от *** года N 228 и выдано свидетельство о смерти компетентными органами ЗАГС Арабской Республики Египет; верность перевода свидетельства о смерти с арабского на русский язык удостоверена Посольством Российской Федерации в Арабской Республике Египет; Бичуков М.В. похоронен на муниципальном кладбище сельского поселения Данковское Серпуховского района Московской области; Бичуковой Т.А. представлены документы об оплате ритуальных услуг в связи с кончиной Бичукова М.В.; Бичукова Т.А. обратилась в Военный комиссариат Московской области с заявлением о выплате пособия на погребение; на данное обращение Бичуковой Т.А. Военным комиссариатом Московской области дан ответ от 25 марта 2016 года N ***, в котором указано, что оснований для выплаты пособия на погребение не имеется, так как "в наш адрес не поступила справка формы N 33"; в соответствии с ответом Серпуховского городского отдела ЗАГС Московской области от 22 декабря 2015 года выдать справку о смерти формы 33 не представляется возможным, так как государственная регистрация смерти Бичукова М.В. в данном органе ЗАГС не производилась; согласно сообщению Посольства Арабской Республики Египет в Российской Федерации на территории Египта не существует такого документа как "справка о смерти", уполномоченные органы Египта выдают медицинское заключение, на основании которого выдается свидетельство о смерти, Посольство также не является органом, уполномоченным выдавать подобные справки.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Бичукова Т.А. полагала отказ Военного комиссариата Московской области в выплате пособия на погребение в связи с непредоставлением ею справки по форме N 33 неправомерным, обращая внимание на то, что согласно закону она имеет право на получение пособия на погребение, в выплате которого Военный комиссариат Московской области отказал по формальным основаниям.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Бичуковой Т.А. исковых требований, указав на то, что право истца на получение пособия на погребение ответчиком по существу не оспаривается; основанием для отказа в выплате пособия на погребение явилось исключительно отсутствие справки о смерти формы N 33; указанная справка о смерти является документом, подтверждающим наступление обстоятельства (смерти), выступающего в качестве основания для выплаты пособия; при этом, закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом; смерть Бичукова М.В. наступила при его нахождении за пределами территории Российской Федерации и зарегистрирована не органами ЗАГС Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", а компетентными органами иностранного государства (Арабской Республики Египет), законодательство которого не предусматривает выдачу справки о смерти формы N 33; полученные истцом документы о смерти Бичукова М.В. содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке формы N 33; само по себе отсутствие справки формы N 33, которая не могла быть выдана истцу в силу объективных причин, не может явиться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение, учитывая, что право истца на получение пособия ответчиком не оспаривается, также как не оспаривается и обращение истца в предусмотренный законом срок с заявлением о выплате пособия на погребение.
Отменяя в апелляционном порядке решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Бичуковой Т.А. исковых требований, судебная коллегия исходила из того, что возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, которые могли бы замещать справку формы N 33, законодательством Российской Федерации не предусмотрена; таким образом, поскольку истцом не представлена справка о смерти формы N 33, постольку оснований для производства выплаты пособия на погребение у ответчика не имелось; тем самым, в удовлетворении заявленных Бичуковой Т.А. исковых требований должно быть отказано.
Однако, при этом, судебной коллегией не было учтено, что в соответствии с положениями ст.ст. 2, 12, 56 ГПК РФ при рассмотрении конкретного дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением одних лишь формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным; оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Между тем, в нарушение требований закона при вынесении апелляционного определения судебная коллегия ограничилась формальной констатацией того, что истцом Бичуковой Т.А. не представлена справка о смерти формы N 33, в результате чего по существу не обеспечила право на судебную защиту, гарантированную Бичуковой Т.А. положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации, а равно действительную реализацию права на выплату истцу пособия на погребение, которое как таковое в ответе от 25 марта 2016 года Военным комиссариатом Московской области не отрицалось.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
В соответствии с п. 21 постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 предписано в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации; пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460; пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Постановлением Правительства РФ "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" от 31 октября 1998 года N 1274 утверждена справка о смерти формы N 33.
Названная справка по форме N 33 Бичуковой Т.А. в связи со смертью Бичукова М.В. не выдавалась, в связи с чем судебной коллегией в удовлетворении исковых требований Бичуковой Т.А. отказано.
Вместе с тем, судебной коллегией не было учтено, что согласно ст. 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам - документы, которые были на территории одной из Договаривающихся Сторон составлены или засвидетельствованы учреждением юстиции или официальным должностным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения. Документы, которые на территории одной Договаривающейся Стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.
В силу ст. 16 Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам - Договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе в дипломатическом порядке без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и другие документы, которые касаются личных прав и имущественных интересов их граждан.
На основании ст. 37 Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам - на территориях Договаривающихся Сторон признаются также без специального производства решения органов опеки и попечительства, органов записи актов гражданского состояния и других учреждений по гражданским, коммерческим и семейным делам, не требующие по своему характеру исполнения.
Данные требования федерального закона и Договора между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам со стороны судебной коллегии грубо нарушены, в результате чего официальный документ, составленный на территории Арабской Республики Египет официальным должностным лицом в пределах его компетенции, по установленной форме и заверенный печатью, произвольно не был принят в качестве официального на территории Российской Федерации, гражданином которой являлось лицо, в отношении которого был составлен такой официальный документ.
Из материалов дела следует, что в связи со смертью Бичукова М.В. в Арабской Республике Египет компетентными органами ЗАГС Арабской Республики Египет выдано свидетельство о смерти Бичукова М.В, перевод которого на русский язык удостоверен Посольством Российской Федерации в Арабской Республике Египет; в означенном свидетельстве содержатся следующие сведения: имя, фамилия умершего лица, дата смерти, место смерти, причина смерти, дата рождения, семейное положение, гражданство, место жительства, данные регистрационной записи акта о смерти, место государственной регистрации акта о смерти, дата выдачи и др.
Справка о смерти, форма которой утверждена постановлением Правительства "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" от 31 октября 1998 года N 1274, выдается российскими консульскими загранучреждениями только в случае регистрации смерти в одном из консульских учреждений с одновременной выдачей российского свидетельства о смерти.
Как следует из сообщения Посольства Арабской Республики Египет в Российской Федерации, в Арабской Республике Египет отсутствует законодательно закрепленная практика выдачи местными органами ЗАГС каких-либо справок, аналогичных российским, подтверждающих факт регистрации ими смерти.
Таким образом, поскольку представленные истцом документы о смерти Бичукова М.В. выданы компетентными органами ЗАГС иностранного государства, с которым заключен соответствующий международный договор о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам, а равно удостоверены и легализованы в установленном порядке и содержат необходимый юридически-значимый объем сведений, предусмотренный в справке формы N 33, на основании которой производится выплата пособия за погребение, постольку (исходя из общего предназначения Российской Федерации в качестве социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также ст. 2 Конституции Российской Федерации, в силу которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства) на основании вышеуказанных требований закона формальное отсутствие справки формы N 33, которая объективно не была и не могла быть выдана истцу, само по себе не может служить основанием для отказа в выплате пособия на погребение, право на получение которого по существу не опровергнуто.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии постановлено с существенным нарушением вышеуказанных норм материального и процессуального права, в связи с чем законным признано быть не может.
Оценивая приведенные нарушения, допущенные судом апелляционной инстанции, президиум приходит к выводу о существенном характере таких нарушений, повлиявших на исход рассмотрения дела в апелляционном порядке и на содержание вынесенного судебной коллегией апелляционного определения, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов истца Бичуковой Т.А.
При таких данных, апелляционное определение судебной коллегии подлежит отмене с оставлением в силе решения суда, которое по существу соответствует фактическим обстоятельствам настоящего гражданского дела и требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387-388, 390 ГПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 2018 года - отменить, решение Зюзинского районного суда города Москвы от 28 апреля 2017 года - оставить в силе.
Председатель Президиума
Московского городского суда О.А. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.