Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Бубёнова *** на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 379 Пресненского района города Москвы от 22 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 379 Пресненского района города Москвы от 22 декабря 2017 года директор Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Бубёнов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, указанное постановление мирового судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе директор Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Бубёнов С.Н. просит об отмене названного судебного постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, поскольку на момент перечисления платежей, завершающих выплату субсидий за 4 квартал (16 сентября 2016 года), обязательное предоставление бюджетными учреждениями предварительного отчёта не требовалось; условиями соглашений с бюджетными учреждениями установлены предельные сроки, допускающие перечисление субсидий за 4-й квартал 2016 года до 10 октября 2016 года без предварительного получения отчёта; мировой судья неправомерно применил Положение о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, в редакции, не вступившей в законную силу на момент совершения административного правонарушения; деятельность государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минприроды России, носит сезонный характер и требует неравномерного финансового обеспечения, в связи с чем допускает перечисление субсидий без учёта положений п. п. 45, 46 вышеуказанного Положения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 15.15.15 КоАП РФ наступает за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормативные акты приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) государственным (муниципальным) заданием признаётся документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
На основании ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трёх лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Согласно ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учётом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок определения объёма и условия предоставления субсидий в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления ( абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) федеральными бюджетными учреждениями установлен Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания).
Согласно п. 39 Положения о формировании государственного задания финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путём предоставления субсидии.
В соответствии с п. 44 Положения о формировании государственного задания предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением (далее - соглашение). Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объём и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении или правовых актах, указанных в пунктах 40 и 44 настоящего Положения, не реже одного раза в квартал (п. 45 Положения о формировании государственного задания).
На основании п. 46 Положения о формировании государственного задания перечисление субсидии в декабре осуществляется не позднее 2 рабочих дней со дня представления федеральным бюджетным или автономным учреждением предварительного отчёта об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год. Если на основании предусмотренного пункта 47 настоящего Положения отчёта, показатели объёма, указанные в предварительном отчёте меньше показателей, установленных в государственном задании, то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2016 год, являющейся приложением N 7 к Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" в 2016 году являлось главным распорядителем бюджетных средств и осуществляло полномочия учредителя в отношении подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений (далее - ФГБУ).
В ходе проведения сотрудниками Счётной палаты Российской Федерации контрольного мероприятия "Проверка исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета за 2016 год" в Минприроде России на основании пунктов 1.1.1.33, 1.1.1.33.1, 1.1.1.33.2 Плана работы Счётной палаты Российской Федерации на 2017 год установлено, что Минприроды России осуществило перечисление платежей, завершающих выплату субсидий на выполнение государственного задания, подведомственным 35 ФГБУ, на общую сумму 316 596,9 тысяч рублей 16 сентября 2016 года - до установленного ФГБУ срока предоставления предварительного отчёта за 9 месяцев 2016 года и до наступления 4 квартала 2016 года, то есть с нарушением порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания.
Приказом Минприроды от 10 мая 2011 года N 278 на должность директора Департамента экономики и финансов Минприроды России назначен Бубёнов ***.
Указанные действия директора Департамента экономики и финансов Минприроды России Бубёнова С.Н. квалифицированы по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Бубёнова С.Н. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N ПА-382/09-05 от 07 ноября 2017 года; распоряжением и.о. Председателя Счётной палаты Российской Федерации о проведении контрольного мероприятия N 86-ркм от 28 февраля 2017 года; выпиской из заключения Счётной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета за 2016 года в Минприроде России; копиями приказа Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 258-лс и должностного регламента директора Департамента экономики и финансов; копиями платежных поручений; соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); государственными заданиями на 2016 год.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьёй на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины Бубёнова С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в действиях Бубёнова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, поскольку на момент перечисления им платежей, завершающих выплату субсидий за 4 квартал (16 сентября 2016 года) предоставление бюджетными учреждениями предварительного отчёта не требовалось, не влияет на законность вынесенных судебных актов.
Так, на основании п. 45 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии.
К материалам дела приобщены соглашения о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключённые между Минприроды России в лице директора Департамента экономики и финансов Минприроды России Бубёнова С.Н. и подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениям, по условиям которых Субсидия перечисляется Учреждениям ежеквартально в соответствии с графиком перечисления Субсидии, являющимся неотъемлемой частью Соглашений. Согласно графикам субсидии должны перечисляться до 29 февраля 2016 года - за первый квартал), до 15 апреля 2016 года - за второй квартал, до 15 июля 2016 года - за третий квартал и до 15 октября 2016 года - за четвёртый квартал.
Таким образом, по условиям соглашений о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания субсидии должны перечисляться каждый квартал в предусмотренные графиком сроки.
Между тем в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Минприроды России в лице директора Департамента экономики и финансов Бубёнова С.Н. 16 сентября 2016 года, то есть до наступления четвёртого квартала 2016 года, осуществило перечисление платежей, завершающих выплату субсидий 35 ФГБУ на общую сумму 316 596,9 тыс. рублей.
Кроме того, каждым государственным заданием на 2016 год, сформированным и утверждённым в установленном порядке Минприроды России, установлена обязанность ФГБУ предоставлять предварительные отчёты: до 10 июля 2016 года (за первое полугодие 2016 года), до 10 октября 2016 года (за 9 месяцев 2016 года) и годовой отчёт за 2016 год - до 01 февраля 2017 года.
Представление указанной отчётности, отражающей степень выполнения государственного задания, направлено на обеспечение учредителю возможности принимать решение о сохранении
либо уменьшении утверждённого объёма субсидии до направления платежа, что позволяет повысить результативность использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий.
Субсидии за четвёртый квартал 2016 года были предоставлены Минприроды России подведомственным ФГБУ до завершения третьего квартала, что исключало возможность на основании предварительных отчётов учреждений за 9 месяцев оценить показатели выполнения ими объёма соответствующего государственного задания и в случае выполнения показателей в объёмах меньше установленных, осуществить расчёт суммы средств, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с учётом того, что сроки предоставления предварительных отчётов определены в соглашении, перечисление Бубёновым С.Н. платежей, завершающих выплату субсидии за 4 квартал в 3 квартале, без учёта предварительных отчётов федеральных государственных бюджетных учреждений, отражающих степень выполнения государственного задания, правильно квалифицированы по ст. 15.15.15 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Равным образом подлежит отклонению довод жалобы о том, что силу изменений, внесённых Постановлением Правительства РФ от 04.11.2016 N 1136 в Положение о формировании государственного задания, требования, установленные в п. п. 45, 46, не распространяются на деятельность бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минприроды России, ввиду сезонного характера деятельности и необходимости в неравномерном финансовом обеспечении.
Так, достигнутыми между Минприроды России и подведомственными бюджетными учреждениями соглашениями установлены порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, а также определены конкретные сроки перечисления субсидии с учётом осуществления бюджетными учреждениями деятельности в системе охраняемых природных территорий федерального значения и охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 8 Положения о формировании государственного задания в случае внесения изменений в показатели государственного задания формируется новое государственное задание (с учётом внесённых изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.
Между тем согласно пункту 5.1 Соглашений изменение соглашения осуществляется в письменной форме в виде дополнений к настоящему Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.
При этом периодичность перечисления субсидии в каждом соглашении оформлена в виде Приложения к Соглашению и при наличии такового нарушение данного графика является недопустимым.
Сведений о том, что перечисление субсидии за 4 квартал в 3 квартале 2016 года, без учёта предварительных отчётов федеральных государственных бюджетных учреждений, было обусловлено какими-либо непредвиденными условиями, связанными с сезонным характером деятельности ФГБУ, материалы дела не содержат и к жалобе такие документы не приложены.
Кроме того, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, требования пунктов 45 и 46 Положения о формировании государственного задания распространялись на все федеральные бюджетные и автономные учреждения.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Бубёнова С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Бремя доказывания мировым судьёй распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Бубёнова С.Н, не усматривается.
При назначении наказания мировой судья учёл характер совершённого административного правонарушения. Административное наказание в виде административного штрафа назначено Бубёнову С.Н. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения Бубёнова С.Н. к административной ответственности не нарушены.
В то же время имеются основания для изменения постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 379 Пресненского района города Москвы от 22 декабря 2017 года.
На момент совершения административного правонарушения - 16 сентября 2016 года изменения, внесённые Постановлением Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006 в Положение о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640, согласно которым п. 46 Положения о порядке формирования государственного задания изложен в новой редакции, не вступили в силу.
Как усматривается из материалов дела, при вынесении постановления мировым судьёй пункт 46 Положения о порядке формирования государственного задания изложен в редакции, не вступившей в силу на момент совершения Бубёновым С.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1.15 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство не ставит под сомнение законность состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку не влияет на квалификацию действий Бубёнова С.Н, однако является основанием для его изменения путём исключения из описательно-мотивировочной части данного судебного акта указания на положения пункта 46 Положения о порядке формирования государственного задания, изложенного в редакции Постановления Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 379 Пресненского района города Москвы от 22 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении директора Департамента экономики и финансов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Бубёнова *** изменить: исключить из его описательно-мотивировочной части указание на пункт 46 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 года N640 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 06.10.2016 N 1006).
В остальной части постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 379 Пресненского района города Москвы от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу Бубёнова С.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.