Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Андрианова Г.Б. в защиту государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 346 Хорошевского района города Москвы от 25 декабря 2017 года и решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 346 Хорошевского района города Москвы от 25 декабря 2017 года государственное бюджетное учреждение города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" Андрианова Г.Б. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Андрианов Г.Б. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что Учреждение не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку обязанность по нанесению дорожной разметки на участке дороги по адресу г. Москва, Окружной проезд от Щёлковского путепровода до дома 1, не находящемся на балансе учреждения, отсутствует, что подтверждается письмом заместителя Префекта ВАО от 15.12.2017; в Титульный список объектов улично-дорожной сети города Москвы, подлежащих ремонту в 2017 году, работы по нанесению дорожной разметки на данном участке дороги не включены, государственным заданием на 2017 года не предусмотрены; работы по нанесению дорожной разметки выполняются подрядной организацией, подведомственной Департаменту капитального ремонта города Москвы; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ; акт выявленных недостатков в эксплуатации автомобильной дороги не соответствует требованиям Приказа МВД России от 30.03.2015 N 380, составлен в отсутствие свидетелей и представителя учреждения на бланке, не соответствующем Наставлению по службе дорожной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; копия акта не была направлена в адрес учреждения; судебные инстанции не направили в Департамент капительного ремонта города Москвы запросы о факте проведения реконструкции на участке дороги от Щёлковского путепровода до дома 1.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о законности и обоснованности постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Административная ответственность по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 утвержден " ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе, перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии), должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утверждённый и введённый в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах (далее, кроме раздела 8, - дорогах).
Пунктом 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 разметка, наносимая на усовершенствованное покрытие дорог и элементы дорожных сооружений, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256.
Согласно материалам дела, 12 октября 2017 года в 16 часов 30 минут государственным инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по ВАО ГУ МВД России по г. Москве установлено невыполнение ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", расположенного по адресу: г. Москва, 1-я Магистральная ул, дом 23, законного предписания об устранении выявленных 20 сентября 2017 года нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: ГОСТ Р 51256-2011, ГОСТ Р 50597-93 в части нанесения горизонтальной дорожной разметки по адресу: г. Москва Окружной проезд на участке от Щёлковского путепровода до дома 1 в срок исполнения 15 суток с момента его получения 25 сентября 2017 года.
Указанные действия (бездействие) ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" квалифицированы по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N *** от 24 октября 2017 года; актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда с приложенными к ним фотоматериалами; предписанием от 20 сентября 2017 года; копией рабочего проекта на выполнение работ по нанесению дорожной разметки; уставом ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги"; письмом заместителя Префекта ВАО города Москвы от 15.12.2017 N ****; письмом ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ВАО" от 22.12.2017 N 2574 и другими материалами дела.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, не может быть принят во внимание в качестве основания для признания обжалуемых судебных актов незаконными в связи со следующим.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Следовательно, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, в связи с чем таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Как следует из п. 2.2.1 Устава ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", утверждённого распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 13 мая 2016 года N ***, к основным целям деятельности Учреждения относится капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, капитальный ремонт, ремонт, содержание и разметка объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы, содержание технических средств организации дорожного движения в части очистки и мойки дорожных знаков, информационных щитов и указателей (л.д. 96- 109).
Пунктом 2.3.4 Устава ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" предусмотрено, что для достижения основных целей деятельности, указанных в п. 2.2 настоящего Устава, Учреждение осуществляет, в том числе разметку объектов дорожных хозяйств улично-дорожной сети города Москвы.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в том числе проведению работ по нанесению разметки объектов дорожных хозяйств улично-дорожной сети города Москвы, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, возложена на ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", как на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Согласно сообщению заместителя префекта ВАО г. Москвы от 15 декабря 2017 года, участок улично-дорожной сети Окружной проезд от Щёлковского путепровода до дома N 1 находится на балансе ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО". В соответствии с титульным списком, утверждённым распоряжением префектуры ВАО г. Москвы от 23.12.2016 г. N 701-В-РП "Об утверждении Титульных списков объектов дорожного хозяйства и озеленения на территории Восточного административного округа города Москвы" выполнение работ по санитарно-техническому содержанию объекта дорожного хозяйства осуществляется ГБУ "Автомобильные дороги ВАО" (л.д. 58).
Из ответа руководителя ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" на запрос мирового судьи усматривается, что участок дороги, расположенный по адресу: г. Москва, Окружной проезд на участке от Щёлковского путепровода до дома N 1, находится на балансовом учёте ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" без права содержания, нанесения дорожной разметки и выполнения иных работ. Содержание (уборка и текущий ремонт) проезжей части объекта дорожного хозяйства Окружной проезд (участок от Щёлковского путепровода до д. N 1) возложено на ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ВАО" в соответствии с титульными списками, утверждёнными распоряжением префектуры ВАО г. Москвы от 23 марта 2017 г. N 150-В-РП "О внесении изменений в распоряжение от 23 декабря 2016 г. N 701-В-РП" (л.д. 80-81).
14 сентября 2017 года АО "МКЖД" уведомляло ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" о необходимости дачи поручения причастным подразделениям об обустройстве наземного пешеходного перехода через Окружной проезд к ТПУ "Черкизово" на социально значимом объекте (л.д. 47).
То обстоятельство, что участок дороги по адресу г. Москва, Окружной проезд от Щелковского путепровода до дома 1, не находится на балансе ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", не освобождает Учреждение от обязанности по нанесению дорожной разметки.
Сведений о том, что полномочия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" по осуществлению разметки объектов дорожных хозяйства улично-дорожной сети города Москвы переданы иной организации с соответствующим финансированием, в том числе ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО", на балансе у которой находится данный участок дороги, в материалах дела не имеется, заявителем жалобы не представлено.
Таким образом, ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", обеспечивающее содержание участка улично-дорожной сети, является надлежащим субъектом административной ответственности, установленной ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, оснований для признания актов выявленных недостатков в содержании дорог недопустимыми доказательствами по делу не имеется, поскольку указанные документы содержат все необходимые сведения о факте несоответствия требованиям государственного стандарта участка автомобильной дороги, в связи с чем отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Равным образом не влечёт отмену вынесенных судебных актов довод жалобы о допущенном должностным лицом нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку составление указанного процессуального документа по истечении срока, установленного в ст. 28.5 КоАП РФ, само по себе не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, так как указанные сроки не являются пресекательными, данное обстоятельство не повлияло на соблюдение срока привлечения Учреждения к административной ответственности, установленного в ст. 4.5 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении настоящего дела судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, с учётом всех обстоятельств дела, а также характера совершённого правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 346 Хорошевского района города Москвы от 25 декабря 2017 года и решение судьи Савёловского районного суда города Москвы от 15 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги" оставить без изменения, жалобу защитника Андрианова Г.Б. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.