Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Петрищева РВ на вступившие в законную силу постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 августа 2017 года, решение судьи Московского городского суда от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 августа 2017 года Петрищев Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000,00 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 октября 2017 года указанное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Приходиной Е.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Петрищев Р.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, поскольку выводы судебных инстанций о нарушении установленного порядка пикетирования не основаны на законе; дело и жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрено неполно, необъективно, невсесторонне, с нарушением принципа презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ наступает за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях ).
Согласно ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации ( ст. 3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона комплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации.
Согласно п.11 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N202 "Об особенностях применения усиления мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и FIFA кубка конференции 2017" в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 года и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Указанный пункт Указа Президента Российской Федерации не содержит исключений для лиц, проводящих пикетирование.
Как усматривается из материалов дела, 04 июля 2017 года примерно в 14 часов 20 минут Петрищев Р.В, находясь по адресу: *, принял участие в публичном мероприятии - одиночном пикете в месте, где проведение публичных мероприятий запрещено, а именно на территории, где введены усиленные меры безопасности, в связи с проведением в период 1 июня по 12 июля 2017 Кубка конфедерации по футболу, в нарушение п.11 Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года N202 "Об особенностях применения усиления мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и FIFA кубка конференции 2017", Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" без согласования с органами исполнительной власти города Москвы временного интервала и места проведения такого мероприятия в городе Москве.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами по делу, оценка которых произведена судебными инстанциями по правилам ст.26.11 КоАП РФ: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортами сотрудников полиции К В.А. и П В.А. и их письменными объяснениями; ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, согласно которому уведомление о проведении публичных мероприятий от гражданина Петрищева Р.В. не поступало и не согласовывалось; иными материалами дела.
При получении доказательств, положенных в основу судебных актов каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, сотрудниками полиции допущено не было.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда и судья Московского городского суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Петрищева Р.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и виновности Петрищева Р.В. в его совершении.
Вопреки доводам жалобы, проведение публичного мероприятия должно основываться, в силу положений ст.3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, на принципах законности, выражающегося в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, иных законодательных актов Российской Федерации, добровольности участия в публичном мероприятии. Уклонение от соблюдения мер безопасности, включающих в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями противоречит принципу законности, указанному в п.1 ст.3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях и является достаточным основанием для прекращения публичного мероприятия в связи с его незаконностью.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 29.05.2018 N 1149-О проведение столь масштабных спортивных соревнований, какими являются Кубок конфедераций FIFA и чемпионат мира по футболу FIFA, влекущих массовое скопление людей на ограниченной территории и, как следствие, неизбежное возникновение риска для жизни и здоровья людей, предполагает обоснованность введения в целях сокращения угроз этого риска дополнительных правовых условий проведения не связанных со спортивными соревнованиями публичных мероприятий, касающихся мест и (или) маршрутов движения участников публичного мероприятия, допустимого количества его участников и временного интервала его проведения, что не выходит за пределы дискреционных полномочий компетентных органов государственной власти. При этом сами по себе названные дополнительные условия, особенно принимая во внимание их исчерпывающее юридическое закрепление, не обладают признаками нормативной неопределенности, поскольку установление их предметного содержания применительно к конкретным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, обусловленное спецификой территориального расположения мест проведения спортивных соревнований и сопряженных с ними мероприятий, а также размещения и перемещения участников и гостей данных соревнований и мероприятий, обеспечивается органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления во взаимодействии с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности. Что же касается периода, на который введены эти специальные условия проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями, то он ограничен разумным сроком, сопоставимым с календарными датами проведения спортивных соревнований и учитывающим время выезда иностранных гостей из Российской Федерации.
Такое регулирование, как имеющее в своей основе норму Федерального закона "О подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласуется со статьей 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", определяющей, что условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Учитывая изложенное доводы жалобы о применении судебными инстанциями Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N202 "Об особенностях применения усиления мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и FIFA кубка конференции 2017", положения которого вступают в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, признаны несостоятельными.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и являлись предметом проверки судьи Московского городского суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Петрищева Р.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено Петрищеву Р.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному. При назначении административного наказания учтены все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие как само административное правонарушение, так и личность правонарушителя.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Петрищева Р.В. к административной ответственности, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 17 августа 2017 года, решение судьи Московского городского суда от 30 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Петрищева РВ оставить без изменения, жалобу Петрищева Р.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.