Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Зуева ***на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 219 Академического района города Москвы от 16 июня 2017 года и решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 219 Академического района города Москвы от 16 июня 2017 года Зуев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменений, жалоба Зуева В.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе Зуев В.В, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на недоказанность управления им транспортным средством в состоянии наркотического опьянения; инспектор ГИБДД и врач-нарколог, проводивший медицинское освидетельствование и давший заключение по обстоятельствам установления у него (Зуева) состояния наркотического опьянения не допрашивались судебными инстанциями; в основу вывода суда о виновности заявителя были положены только процессуальные документы, составленные инспектором ГИБДД, в то время как доводы заявителя и его защитника не получили надлежащей судебной оценки; допущенные мировым судьей нарушения требований ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности, дело рассмотрено с явным обвинительным уклоном, выводы мирового судьи не мотивированы; по делу имеются неустранимые сомнения, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в его пользу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ установлена административным ответственность за Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения РФ, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомлённом состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Как следует из материалов дела 25 марта 2017 года 21 часа 00 минут Зуев В.В. управля л транспортным средством марки " *** " государственный регистрационный знак *** 199 в районе дома 1 корп. 1 по ул. Шверника в городе Москве, находясь в нарушение п. 2.7 Правил дорожного движения РФ в состоянии опьянения, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и виновность Зуева В.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо нарушения; протоколом об отстранении от управления транспортным средством; актом освидетельствования на состояние опьянения; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование; актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения, которым у Зуева В.В. установлено состояние опьянения; рапортом инспектора ГИБДД; устными показаниями инспекторов ГИБДД *** Д.А. и *** Е.Н, данными ими в судах первой и второй инстанции, а также иными материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Зуева В.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и виновности Зуева В.В. в его совершении.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, правовое значение имеет факт нахождения лица, управляющего транспортным средством, в состоянии опьянения.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения ( пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу части 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи, в соответствии с которой о свидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (п. 10 Правил).
Как следует из материалов дела, основанием полагать, что водитель Зуев В.В. находится в состоянии опьянения послужило наличие выявленных у него инспектором ГИБДД признаков опьянения - запах алкоголя изо рта, в связи с чем, Зуеву В.В. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, по результатам которого у *** В.В. определено наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,102 мг/л, что превышает возможную суммарную погрешность измерений, составляющую 0,16 мг/л (л.д. 5-6).
С полученным результатом Зуев В.В. не был согласен, о чем свидетельствует отсутствие его подписи в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в графе "С результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения - согласен\несогласен".
Указанные выше обстоятельства обоснованно расценены инспектором ГИБДД в качестве основания для направления Зуева В.В. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, пройти которое последний согласился (л.д. 4).
По результатам проведенного медицинского освидетельствования у Зуева В.В. установлено состояние опьянения, что зафиксировано в акте медицинского освидетельствования А-4-219 N 009801 от 25 марта 2017 г, согласно которому в биологическом объекте (моче) Зуева В.В. обнаружены каннабиноиды (л.д. 7-10).
Как следует из содержания указанного документа, заключение о состоянии опьянения у Зуева В.В. вынесено врачом психиатром-наркологом ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" на основании выявленных у последнего клинических признаков опьянения, полученных результатов исследования выдыхаемого воздуха, в ходе которого концентрация абсолютного этилового спирта первого исследования выдыхаемого воздуха составила 0,50 мг/л и второго 0,00 мг/л, а также химико-токсикологических исследований, выявивших в биологическом объекте (моче) Зуева В.В. каннабиноиды.
Данных, опровергающих или ставящих под сомнение указанное выше заключение врача, а также сведения, зафиксированные в названном акте медицинского освидетельствования, не имеется и Зуевым В.В. к настоящей жалобе не представлено.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н (далее - Порядок).
Согласно пункту 8 Порядка в процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к указанному приказу (далее - Акт).
В силу пункта 9 Порядка после указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к Порядку.
Четвертым абзацем пункта 11 Порядка установлено, что при отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.
В соответствии с первым абзацем пункта 12 Порядка при медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
В силу пункта 15 Порядка N 933н медицинское заключение "установлено состояние опьянения" выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 названного Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.
Согласно пункту 20 вышеуказанного Порядка медицинское заключение и дата его вынесения указываются в пункте 17 Акта. При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
В данном случае объективных данных, свидетельствующих о нарушении указанных выше положений Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 933н при проведении медицинского освидетельствования в отношении Зуев а В. В. на состояние опьянения, которые могли бы повлечь отмену судебных актов, не по делу не установлено и к жалобе Зуевым В.В. не представлено. Его доводы в указанной части являются голословными и не убедительными.
При изложенных обстоятельствах факт нахождения Зуев а В. В. при управлении т ранспортным средством в состоянии опьянения обоснованно признан судебными инстанциями доказанным.
Ссылка в жалобе на незаконное рассмотрение дела мировым судьёй без допроса в качестве свидетеля врача психиатра-нарколога, проводившего медицинское освидетельствование Зуева В.В. на состояние опьянения, не влияет на законность вынесенных судебных актов, поскольку из представленных материалов усматривается, что заявитель, а также его защитник соответствующих ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ о вызове и допросе указанн ого лиц а не заявлял и, по инициативе суда его допрос необходимым также не признавался.
Довод жалобы о необоснованном рассмотрении дела и жалобы без допроса в качестве свидетел инспектора ГИБДД, составившего административный материал в отношении Зуева В.В, не может служить основанием к отмене судебных актов, так как согласно представленным материалам дела, судами нижестоящих инстанций принимались неоднократные и исчерпывающие меры к вызову данного лица, однако обеспечить его явку не представилось возможным.
Вместе с тем, совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12. 8 КоАП РФ, в отношении Зуева В.В.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям Зуева В.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и виновности Зуева В.В. в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления мирового судьи были положены одни доказательства, и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых судебных актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Зуева В.В, не усматривается.
При назначении наказания мировой судья учёл данные о личности Зуева В.В, а также характер совершённого административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения. Административное наказание в виде штрафа с лишением права управления транспортными средствами назначено Зуеву В.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
В то же время имеются основания для изменения решения судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Однако в исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 3 - 5 ст. 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. Днём вынесения постановления в таком случае является день его изготовления в полном объёме.
Как следует из материалов дела, резолютивная часть постановления мирового судьи была объявлена 14 июня 2017 года, а мотивированное постановление изготовлено в полном объёме 16 июня 2017 года. Таким образом, в силу ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ датой вынесения постановления по данному делу об административном правонарушении является 16 июня 2017 года, тогда как в решении судьи районного суда днём вынесения постановления ошибочно указано 14 июня 2017 года. Указанное обстоятельство не ставит под сомнение законность и обоснованность вынесенного решения судьи районного суда, однако подлежит изменению в указанной части.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 27 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении Зуева ***, изменить, указав датой вынесения постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 219 Академического района города Москвы - 16 июня 2017 года, в остальной части оставить без изменения.
П остановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 219 Академического района города Москвы от 16 июня 2017 года и по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу Зуева *** без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда М.М. Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.