Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Кривошеева В.В., действующего на основании доверенности в интересах Сай Н.А., направленную посредством почтовой связи 10 мая 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 18 мая 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2017 года по делу по иску Сай Н.А. к ФСИН России о признании решения незаконным,
установил:
Сай Н.А. обратилась с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения в форме протокола комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России устранить допущенное нарушение прав и принятии учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований Сай Н.А. ссылалась на то что, имея необходимую выслугу лет, обратилась с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако решением комиссии ФСИН России ей в этом было отказано со ссылкой на обеспеченность жилым помещением, а также на непредставление всех необходимых документов, что не соответствует действительности. С решением истец не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права и подлежащим отмене.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 февраля 2017 года постановлено.
В удовлетворении требований Сай Н. А. к ФСИН России о признании решения незаконным отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2017 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 февраля 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: - с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); - с обменом жилыми помещениями; - с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; - с выделением доли собственниками жилых помещений; - с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 12 Правил, предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 года закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего п. п. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; п. п. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ст.15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Судом установлено, что 09.08.2016 г. комиссии ФСИН России было принято решение об отказе Сай Н.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на обеспеченность жилым помещением, и непредоставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369.
Также суд установил, что 05.03.2014 г. Сай Н.А. был подан рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Вместе с рапортом истцом были представлены документы на состав семьи 4 человека: она, супруг - *, сын - * г. рождения, сын - * г. рождения, информация о регистрации детей до 17.10.2010 г. не представлена, что не соответствует требованиям вышеприведенных правил.
Истец с супругом с 2002 г, дети с 2010 г. зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 750,5 кв. м. по адресу: *; истцу принадлежит 18/100 доли в праве, что соответствует 136,09 кв. м.
Представитель истца указал в судебном заседании первой инстанции, что истец с семьей занимают квартиру в многоквартирном доме площадью 73.7 кв. м. В подтверждение данного факта представил кадастровый паспорт на трехэтажное домовладение.
В экспликации указано, что общая площадь квартиры составляет 73,7 кв.м, жилая- 48,6 кв. м, также в общую площадь квартиры засчитывается площадь кладовой 10,7 кв. м, гаража 20,8 кв. м.
Отказывая Сай Н.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствуясь названными правовыми нормами, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, исходил из того, что отсутствие документов, предусмотренных вышеуказанными Правилами в их п. 5 в части сведений о регистрации членов семьи, и наличие того обстоятельства, что на каждого члена семьи приходится более 15 кв. м. жилого помещения, является основанием для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в занимаемом истом и членами ее семьи жилом помещении, принадлежащем собственнику Сай Н.А, помимо собственника зарегистрированы истец и члены ее семьи, всего пять человек, судебная коллегия признала необоснованными поскольку согласно материалам дела, суммарная площадь жилых помещений, собственниками долей которых является истец и его супруга, с учетом лиц, членами семьи которых они являются, в соответствии с нормами статьи 31 ЖК РФ, составляет более 15 кв. м.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Кривошеева В.В, действующего на основании доверенности в интересах Сай Н.А, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2017 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.