Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Вотякова С.В., поступившую в суд кассационной инстанции 28 мая 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2018 года по делу по иску Вотякова С.В. к ФСИН России о признании незаконным бездействия ФСИН России по рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
установил:
Вотяков С.В. обратился в суд с иском к ответчику ФСИН России о признании незаконным бездействия ФСИН России по рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что 06 марта 2014 года в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Иркутской области был сдан комплект документов для рассмотрения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. 05 марта 2015 года было подано письменное обращение в ГУФСИН России по Иркутской области о предоставлении сведений о постановке на учет. 02 апреля 2015 года сообщили о том, что заявление принято и направлено для принятия правового решения во ФСИН России вместе с учетным делом. 17 апреля 2015 года было направлено письмо во ФСИН России с требованием о предоставлении информации по решению вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты. 29 мая 2015 года был получен ответ, что документы, поданные 05 марта 2015 года, до настоящего времени не рассмотрены.
Вотяков С.В. просил признать за собой право на получение единовременной социальной выплаты, признать незаконным бездействие и постановить на учет, выплатить единовременную социальную выплату в размере 2 186 167 руб, взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 19 131 руб.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 сентября 2017 года постановлено:
В удовлетворении требований Вотякова С.В. к ФСИН России о признании незаконным бездействия ФСИН России по рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскании денежных средств, государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2018 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: - с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); - с обменом жилыми помещениями; - с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; - с выделением доли собственниками жилых помещений; - с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 12 Правил, предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 года закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего п. п. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; п. п. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Судом установлено, что 06 марта 2014 года, имея необходимую выслугу лет, Вотяков С.В. обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Иркутской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложив комплект необходимых документов.
06 марта 2015 года истец подал в ГУФСИН России по Иркутской области письменное обращение о предоставлении сведений о постановке на учет для получения ЕСВ
В ответ на указанное обращение в адрес истца был направлен ответ, в котором ему сообщили о том, что заявление от 06 марта 2014 года о постановке на учет рассмотрено территориальной комиссией 20 марта 2014 года (протокол N 10) и вместе с учетным делом 29 апреля 2014 года направлено во ФСИН России для принятия правового решения.
17 апреля 2015 года истцом было направлено письмо во ФСИН России с требованием о предоставлении информации по решению вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты.
29 мая 2015 года был получен ответ, согласно которому истцу разъяснено, что документы, представленные истцом, будут рассмотрены в порядке общей очередности, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Увеличение срока рассмотрения документов происходит по причине значительного объеме поданных гражданами документов.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем ответчика представлена выписка из протокола N 62 от 18 августа 2016 года, согласно которой Комиссией ФСИН России принято решение отказать Вотякову С.В. в постановке на учет для получения ЕСВ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст. 31 ЖК РФ).
Отказывая Вотякову С.В. в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, руководствуясь названными правовыми нормами, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что Комиссия ФСИН России рассмотрела представленные заявителем документы в порядке общей очередности, тем самым не нарушив процедуру рассмотрения ранее поданных документов другими сотрудниками УИС, а также их законные права и интересы. Также суд первой инстанции учел, что заявление о предоставлении единовременной социальной выплаты ответчиком рассмотрено по существу.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, истец приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Вотякова С.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 апреля 2018 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.