Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Как установлено судом, Кошкина С.В. является вдовой военнослужащего войсковой части * * К.С.В, умершего при исполнении обязанностей военной службы * года.
Кошкина С.В, ее дочь В.А.С. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 50, 7 кв.м по адресу: *, предоставленном К.С.В. в период прохождения военной службы.
Согласно выписке из протокола N10 заседания Центральной жилищной комиссии войсковой части * от 31.07.2017 года, Кошкиной С.В. и члену ее семьи дочери В.А.С. отказано в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, представляемому по договору социального найма на основании п.2 части 1 ст.54 ЖК РФ в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на указанном учете.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, и реализации их прав на получение жилья Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В силу пп. "б" п. 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении.
В соответствии с подп. "г" п. 7 Правил, наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках является самостоятельным основанием признания граждан, указанных в п. 6 данных Правил, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции от 08.05.2006 N 66-ФЗ, действующей на момент смерти супруга истца) за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 года N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кошкиной С.В, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу вышеуказанных норм обязательным условием для получения жилья членами семьи погибшего военнослужащего является наличие статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий, признание военнослужащего и членов его семьи до гибели военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели военнослужащего, т.е. право членов семьи военнослужащего на получение жилого помещения производно от права самого военнослужащего. Вместе с тем, судом установлено, что семья военнослужащего К.С.В. при его жизни не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий и не состояла на жилищном учете, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения Центральной жилищной комиссии войсковой части * от 31.07.2017 года незаконным.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Доводы кассационной жалобы Кошкиной С.В. о том, что у нее имеется самостоятельное право на обеспечение жилым помещением как члена семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, основаны на неверном толковании норм материального права и воспроизводят обстоятельства, на которых истец основывала заявленные ею требования, которые были предметом проверки как суда первой, так и суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных постановлениях, оснований для несогласия с которой не имеется.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать Кошкиной С.В. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 марта 2018 года.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.