Судья Московского городского суда Лукьяненко О.А., изучив кассационную жалобу Лайкова Д.А., поданную через отделение почтовой связи согласно штампу на конверте 30.05.2018 г. и поступившую в суд кассационной инстанции согласно штампу отдела делопроизводства Московского городского суда 15.06.2018 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.03.2018 г. по гражданскому делу по иску Лайкова Д*** А*** к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на постановку на учет,
установил:
истец Лайков Д.А. обратился в суд с иском к ответчику ДГИ г..Москвы о признании права постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на то, что Лайков Д.А, *** года рождения, родился в городе ***, Брянской области. С момента рождения *** года до 12.08.2016 года проживал в городе ***, Брянской области, на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона с правом на отселение). С 12.08.2016 года и по настоящее время истец постоянно зарегистрирован по адресу: г..Москва, ул. ***, д. ***, кв. *** по договору найма жилого помещения, заключенного с собственником квартиры, членом семьи собственника указанной квартиры истец не является. Лайков Д.А. не женат, детей не имеет, поэтому его семья состоит из 1-го человека. Истец не имеет в собственности жилых помещений в РФ, в том числе, на территории Московской области, правом приватизации жилых помещений не пользовался, договоров социального найма жилых помещений не заключал.
Истец является добровольно выехавшим из зоны с правом на отселение, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (по п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 годаN 1244-1 "О социальной защите граждан; подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 29.12.2016 года Управлением социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы было выдано удостоверение единого образца серии АЮ N ***, подтверждающее то обстоятельство, что Лайков Д.А. относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы. 30.03.2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о принятии решения о признании его участником подпрограммы - Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также включении в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. В установленный законом срок ответчиком было рассмотрено заявление, однако фактически, по мнению истца, ответчик в своем письме от 21.04.2017 года N ДГИ- ГР-*** отказывает в признании истца нуждающимся в жилом помещении и принятии его на учет (в составе семьи 1 человек) в связи с тем, что Лайков Д.В. не проживает в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности 10 лет.
Истец считает, что общий порядок постановки на учет на него не распространяется. В связи с изложенным истец просил признать незаконным отказ ДГИ города Москвы по рассмотрению вопроса о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС"; обязать ДГИ Москвы принять истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС" со дня подачи заявления Департаменту городского имущества города Москвы, с 30.03.2017 года, и признать истца участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в соответствии с подп. е) пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с включением его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2018 году.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 23.08.2017 года постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы, выраженный в письме Департамента городского имущества города Москвы от 21.04.2017 года N ДГИ ГР-*** по рассмотрению вопроса о постановке на учет Лайкова Дмитрия Александровича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Признать за Лайковым Дмитрием Александровичем право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы принять Лайкова Дмитрия Александровича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий жилой площадью за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС" со дня подачи заявления Департаменту городского имущества города Москвы, с 30.03.2017 года, и признать Лайкова Дмитрия Александровича участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, в соответствии с подп. е) пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с включением его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2018 году.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.03.2018 года постановлено:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23.08.2017 года отменить.
В удовлетворении иска Лайкова Д*** А*** к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в рассмотрении вопроса о постановке на учет, признании права на обеспечение жильем, обязании принять на учет отказать.
Не согласившись с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.03.2018 г, Лайков Д.А. подал настоящую кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене, оставлении без изменения решения Пресненского районного суда г. Москвы от 23.08.2017 г.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Оснований для передачи настоящей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не усматривается, поскольку заявитель не приводит доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Судом было установлено, что Лайков Д*** А***, *** года рождения, родился в городе ***, Брянской области, с момента рождения***года до 12.08.2016 года проживал в городе Новозыбкове, Брянской области, на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Управлением социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы было выдано удостоверение единого образца серии АЮ N ***, подтверждающее то обстоятельство, что Лайков Д.А. относится к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы. Удостоверение является бессрочным и действует на всей территории Российской Федерации.
С 12.08.2016 года и по настоящее время истец постоянно зарегистрирован по адресу: г. Москва, ул. ***, д. ***, кв. *** на основании договора найма жилого помещения, заключенного с собственником квартиры.
30.03.2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, о принятии решения о признании его участником подпрограммы - Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также включении в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Письмом от 21.04.2017 г. N ДГИ-ГР-*** ДГИ г. Москвы истцу разъяснены положения Закона N 29 г. Москвы, в соответствии с которыми он должен предоставить данные об обеспеченности жилой площадью, доказательства проживания в Москве не менее 10 лет, данные об обеспеченности жилой площадью членов его семьи.
Также судом установлено, что Лайков Д.А. не женат, детей не имеет, поэтому его семья состоит из 1-го человека.
Истец не имеет в собственности жилых помещений в РФ, в том числе, на территории Московской области, правом приватизации жилых помещений не пользовался, договоров социального найма жилых помещений не заключал, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом. Так, суд посчитал, что Лайков Д.А. относится к категории граждан, которые в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 5 указанного Закона РФ, финансирование расходов по его реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Закон РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Расходы на его реализацию учтены в федеральном бюджете. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, подлежат включению в месте нового проживания в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. При этом общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный Законом г. Москвы от 14 июня 2006 N 29, на данную категорию не распространяется. В связи с изложенным суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия, изучив материалы дела, не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку указанное решение постановлено с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 названного закона, гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РФ, порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг." предусмотрено, что граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются путем получения социальной выплаты из федерального бюджета, удостоверяемой соответствующим сертификатом.
Таким образом, право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты предоставляется при условии того, что лицо, претендующее на данное право, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ.
В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Следовательно, для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий применяются положения Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечения права жителей г. Москвы на жилые помещения".
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Учитывая, что положения ст. 7 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечения права жителей г. Москвы на жилые помещения", предусматривающие основания для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, не противоречит положениям ст.ст.13, 15, 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и истцом не представлено доказательств проживания в городе Москве 10 лет, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Основания и мотивы, по которым судебная коллегия пришла к таким выводам, а также доказательства, принятые во внимание, подробно приведены в мотивировочной части апелляционного определения.
Выражая несогласие с вынесенным по делу апелляционным определением, заявитель кассационной жалобы указывает на то, что является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, и имеет право на обеспечение мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем, отказ в постановке в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотивам проживания на территории города Москвы менее 10 лет является незаконным.
Указанный довод не может послужить основанием для отмены постановленного апелляционного определения, так как направлен на иное толкование норм материального права. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на законе и не противоречат собранным по делу доказательствам, которым судебная коллегия дала оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе оценивать имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, тогда как суд кассационной инстанции согласно ст. 390 ГПК РФ не вправе переоценивать доказательства и устанавливать новые факты и правоотношения.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по доводам жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 381, 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Лайкова Д.А, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.03.2018 г. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья
Московского городского суда О.А. Лукьяненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.