Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Григорян К.С. на постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 28 февраля 2018 года, которым гражданка Республики **** Григорян К.С., **** года рождения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда,
УСТАНОВИЛ:
28 февраля 2018 года в отношении гражданки Республики **** Григорян К.С, 11 ноября 1978 года рождения, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела переданы на рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное судебное постановление Григорян К.С, подана жалоба, в которой поставлен вопрос об изменении постановления, исключении из него указания на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование доводов жалобы указала на то, что судом первой инстанции нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, Григорян К.С. законно пребывала в РФ, так как в установленном законом порядке заключила трудовой договор и срок её пребывания в РФ - не истек.
Григорян К.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена (л.д. **** ), о причинах неявки не сообщила, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявляла, в связи с чем, руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, усматриваю основания для отмены постановления судьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1.1 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению судьи, 28 февраля 2018 года в 08 час. 30 мин. станция метро "**** " по адресу: **** в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательств выявлена гражданка Республики **** Григорян К.С, **** года рождения, которая прибыла в Российскую Федерацию 25 мая 2015 года в порядке, не требующем получения визы, и по истечении установленного срока пребывания (23 августа 2016 года) уклонилась от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п.2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Действия Григорян К.С. были квалифицированы как правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Иных нарушений требований миграционного законодательства РФ Григорян К.С. не вменялось.
Указанные выше обстоятельства судья районного суда посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек Григорян К.С. к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется, в том числе Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание.
Статьей 3 названного Федерального закона установлено, что законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
10 октября 2014 года подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом, ч. 5 ст. 97 указанного Договора предусматривает, что срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Из материалов дела и информации из АС ЦБДУИГ следует, что Григорян К.С. въехала на территорию Российской Федерации 25 августа 2015 года в порядке, не требующем получения визы, с целью "работа", 24 ноября 2015 года заключила трудовой договор с физическим лицом **** В.М, о чем 24 ноября 2015 года был уведомлен территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области миграционного законодательства (л.д. **** ). Принимающая сторона - **** В.М. 25 ноября 2015 года поставил Григорян К.С. на миграционный учет по месту пребывания по адресу: **** на срок до 23 августа 2016 года.
Вместе с тем, должностное лицо 8 о/п УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, располагая на момент составления протокола об административном правонарушении вышеуказанными сведениями о заключении Григорян К.С. трудового договора, не учел положения действующего Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Впоследствии судья Чертановского районного суда г. Москвы, не выполнив требования ст. 29.4 КоАП РФ, принял дело об административном правонарушении к своему производству, и в ходе судебного разбирательства надлежащим образом не исследовал обстоятельства вменного правонарушения и доказательства вины Григорян К.С.
При этом следует отметить, что окончание срока миграционного учета Григорян К.С. обозначенного в протоколе об административном правонарушении (л.д. **** ) как "23 августа 2016 г.", не является датой окончания срока пребывания в РФ иностранного гражданина государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшего в РФ с целью осуществления трудовой деятельности, при наличии действующего трудового контракта.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившихся в неисполнении обязанности по постановке на миграционный учет по месту пребывания на новый срок, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, а в случае совершения данного нарушения в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - частью 3 данной статьи.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Вместе с тем, судья Чертановского районного суда г. Москвы при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в нарушение ст. 29.4 КоАП РФ не вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в орган, составивший протокол об административном правонарушении.
Допущенные нарушения требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ являются основанием для отмены постановления судьи.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Григорян К.С. прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 28 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики **** Григорян К.С, **** года рождения, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.