Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Вдовичева Ю.В. дело по жалобам директора ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" Мошиновой Л.В.
на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N 444 от 21 октября 2016 года, решение судьи Бутырского районного суда Москвы от 24 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУК г. Москвы "ДК "Темп",
на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N 443 от 21 октября 2016 года, решение Бутырского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУК г. Москвы "ДК "Темп"
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N 444 от 21 октября 2016 года ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" Мошинова Л.В. обжаловало его в Бутырский районный суд Москвы, судьей которого вынесено оспариваемое постановление оставлено без изменения.
На указанное постановление должностного лица и решение судьи директором ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" Мошиновой Л.В. подана жалоба в Московский городской суд, со ссылкой на то, что, по мнению заявителя, при рассмотрении дела не учтены требования закона и обстоятельства дела.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N 443 от 21 октября 2016 года ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, директор ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" Мошинова Л.В. обжаловало его в Бутырский районный суд Москвы, судьей которого вынесено оспариваемое решение, об оставлении постановления без изменения.
На указанное постановление должностного лица и решение судьидиректором ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" Мошиновой Л.В. подана жалоба в Московский городской суд, со ссылкой на то, что, по мнению заявителя, при рассмотрении дела не учтены требования закона и обстоятельства дела.
В судебное заседание директор ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" Мошинова Л.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла.
При таких обстоятельствах по правилам ст. 25.4 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть данное дело.
Административные дела по приведенным выше постановлениям должностного лица и решениям судьи объединены определением судьи Московского городского суда от 24 апреля 2018 г. в одно производство как вынесенные по результатам одной проверки.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав прокурора Вдовичева Ю.В, полагавшего вынесенные по делу постановления и решения законными и обоснованными, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч.4 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) н арушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда Бутырской Бутырской межрайонной прокуратурой г. Москвы во исполнение п. 15 плана работы прокуратуры г.Москвы на 2 полугодие 2016 года совместно с инспектором 2 РОНПР Управления по СВ АО ГУ МЧС России по г. Москве 15 сентября 2016 года в период времени с 10 час. 30 мин. до 15 час. проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" по адресу: ***. Установлено, что юридическим лицом ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" при организации функционирования ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" не исполняются требования пожарной безопасности, установленные п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ч.2,3,4 ст.4, ст. 134 п.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 46 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 36 "а", п. 6.25* СНиП 21-01-97* "Противопожарная безопасность зданий и сооружений", а именно: при эксплуатации эвакуационных выходов допущено устройство решетки, препятствующей свободной эвакуации людей; на путях эвакуации (холл) допущено применение материалов при отсутствии документов, подтверждающих состав материалов и допустимость их применения в соответствии с таблицами 27, 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Допущенные нарушения требований федерального законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
23 сентября 2016 г. по факту выявленных нарушений заместителем Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы в отношении ГБУК г.Москвы "ДК "Темп" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
21 октября 2016 года заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы -заместителем начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. вынесено постановление N 444 по делу об административном правонарушении, согласно которому ГБУК г.Москвы "ДК "Темп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Действия ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Виновность ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" подтверждена доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, актом проверки, а также другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
Кроме того, в рамках указанной проверки также установлено, что юридическим лицом - ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" не исполняются требования пожарной безопасности, установленные ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69 "О пожарной безопасности", п.п. 42"Б", 478 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N390 (далее - ППР), а именно: в кабинете N7 и кабинете заместителя директора ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" допущено использование розетки с видимыми повреждениями; руководителем организации не обеспечена исправность огнетушителя (отсутствует раструб).
23 сентября 2016 г. по факту выявленных нарушений заместителем Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы в отношении ГБУК г.Москвы "ДК "Темп" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
21 октября 2016 года заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы -заместителем начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве Д*** Д.В. вынесено постановление N 443, согласно которому ГБУК г.Москвы "ДК "Темп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ.
Действия ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" квалифицированы по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки, а также другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
Таким образом, описанное выше нарушение правил пожарной безопасности к эвакуационным выходам, системам пожарной сигнализации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Бутырской межрайонной прокуратуры г. Москвы и 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС РФ по Москве, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьей районного суда положены в основу обжалуемого постановления, оценены в порядке ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Также в данном случае следует отметить, что совместная проверка сотрудников прокуратуры и МЧС России по г. Москве соблюдения законодательства о пожарной безопасности юридическим лицом ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" проведена в соответствии требованиями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в силу ст. ст. 21, 22 которого, прокурор вправе осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, помимо иных субъектов, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, возбудить производство об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных судьей доказательств свидетельствует о наличии в действиях Общества нарушений требований п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ч.2,3,4 ст.4, ст. 134 п.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст. 46 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", п. 36 "а", п. 6.25* СНиП 21-01-97* "Противопожарная безопасность зданий и сооружений", п.п. 42"Б", 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года, что представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях ГБУК г. Москвы "ДК "Темп", могут повлечь тяжкие последствия вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем они подлежат обязательному устранению.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины ( статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" имелась возможность для соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в частности указанных выше требований нормативных актов, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу ГБУК г. Москвы "ДК "Темп", материалы дела не содержат.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Постановления о привлечении ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" к административной ответственности вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления и решения судьи районного суда ввиду следующего.
Согласно ст. ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно пп. "в" п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и КоАП РФ", ч. ч. 3 - 5 и 8 ст. 20.4 КоАП РФ признаны утратившими силу. Данные изменения вступили в силу 09 июня 2017 года. Сведений об исполнении постановления в деле не имеется.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции на момент рассмотрения жалобы) наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, действия ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 100-ФЗ от 28 мая 2017 года с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Изменение состоявшихся по настоящему делу постановлений и судебных актов в указанной части не влечет ухудшение положения юридического лица.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N *** от 21 октября 2016 года в редакции решения Бутырского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУК г. Москвы "ДК "Темп",
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N 443 от 21 октября 2016 года, решение Бутырского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" изменить, переквалифицировать действия ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" с частей 4 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ), назначить ГБУК г. Москвы "ДК "Темп" административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N *** от 21 октября 2016 года, решение Бутырского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 г,
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору района Бибирево СВАО г. Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве Д*** Д.В. N *** от 21 октября 2016 года, решение Бутырского районного суда г. Москвы от 24 ноября 2017 г. оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.