Судья Скулина Ю.А.
Дело N 7-5356
РЕШЕНИЕ
28 мая 2018 года судья Московского городского суда Нестеренко Г.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитников АО "Мосводоканал" Яшина-Науменко О.С, Лазаревой М.В. на решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 02 октября 2017 г, которым
оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "***" от 21 марта 2017 года N327, жалоба - без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "***" от 21 марта 2017 года N327 АО "Мосводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 (триста тысяч) рублей.
Считая постановление неправильным, заявитель обратился в Бабушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное решение.
В жалобах заявитель просит отменить решение судьи и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в действиях АО "Мосводоканал" отсутствует вина во вменяемом правонарушении, закон не регламентирует порядок получения данного согласования, в целях соблюдения норм действующего законодательства АО "Мосводоканал" письмом от 25.11.2016 N (01)07исх-10073/16 обратилось в Минприроды о разъяснении порядка согласования деятельности АО "Мосводоканал" на территории Национального парка "***" и в его охранных зонах; Общество направило обращение от 25.11.2016 N (01) 07исх-10071 в Минприроды о согласовании доступа работников на территорию Парка и его охранных зон для проведения работ по эксплуатации канализационных и водопроводных сетей (указанные обращения представлены в материалы административного дела); АО "Мосводоканал" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению п. 4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ.
В судебном заседании суда второй инстанции защитник Лазарева М.В. поддержала доводы жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы.
Судьей первой инстанции установлено, что 29 января 2017 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. ***, д.9 АО "Мосводоканал" совершило нарушение режима особой охраны национального парка "***" о соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N ЗЗ-ФЗ от года 14.03.1995 года, выразившееся в проведении АО "Мосводоканал аварийных работ на коммуникациях холодного водоснабжения в охранной зоне национального парка "***" по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Ротерта, д. 9 без согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.
При этом судья пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения и виновность АО "Мосводоканал" подтверждены материалами дела.
С данным выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя, так как он сделан без полного выяснения всех обстоятельств дела.
В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об охране природных территорий национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Указанные требования должностным лицом и судьей первой инстанции не в полном объеме.
Так, из материалов дела усматривается, что АО "Мосводоканал", являющееся организацией, предотвращающей возникновение аварийных ситуаций и обеспечивающей бесперебойное водоснабжение и водоотведение, эксплуатирующее водопроводные сети, которые, в том числе проходят по территории Национального парка "***", в целях соблюдения норм действующего законодательства обращалось с письмами от 25.11.2016 N (01)07исх-10073/16, от 25.11.2016 N (01) 07исх-10071, от 16.12.2016 г. N /01/07 исх-10961/16, от 24.01.2017 г. N /01/01.07и-447/17 в Минприроды России с вопросами о разъяснении порядка согласования деятельности АО "Мосводоканал" на территории Национального парка "***" и в его охранных зонах и о согласовании доступа работников на территорию Парка и его охранных зон для проведения работ по эксплуатации канализационных и водопроводных сетей (указанные обращения представлены в материалы административного дела).
В ответе Минприроды России от 27.12.2016 г. N 12-47/35875 указано об отсутствии схемы расположения объектов и возможности вернуться к вопросу о согласовании деятельности после ее предоставления
Таким образом, вопрос о согласовании деятельности на территории Национального парка заявитель пытался обсудить заблаговременно.
Письмом Минприроды России от 13.02.2017 г. N 12-47/3986 согласована возможность социально-экономической деятельности АО "Мосводоканал" по эксплуатации сооружений коммунального водоснабжения и канализации, частично расположенных в границах Национального парка "***", частично в охранной зоне, при условии, что данное согласование не дает право на осуществление работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка, и перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства необходимо с учетом требований Градостроительного кодекса РФ получить разрешение на строительства в Минприроде РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО "Мосводоканал" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению п. 4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ.
Из дела также усматривается, что аварийная заявка на устранение утечки воды из земли, поступающей на проезжую часть с территории психоневрологического интерната по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, 4 (парк "***") поступила от ГБУ "***" и принята ЦДУ АО "Мосводоканал" 22.01.2017 г. в 2 час. 39 мин.
Письмом начальника отдела Технической инспекции ОАТИ от 24.05.2018 г. подтвержден факт открытия аварийной телефонограммы N 02170107 от 27.01.2017 г. для проведения ремонтных работ по устранению повреждения по указанному выше адресу.
Окончание работ 6.02.2017 г. указано в информации об оформлении телефонограммы.
Таким образом аварийные работы возникли и устранены в период согласования АО "Мосводоканал" своей деятельности в Национальном парке "***".
При указанных обстоятельствах вывод должностного лица и судьи первой инстанции о том, что действия заявителя являются виновными и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, не может быть признан законным и обоснованным.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах решение судьи, постановление должностного лица не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании ч. 1 п. 2 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 02 октября 2017 года, постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "***" от 21 марта 2017 года N327 отменить.
Производство по делу в отношении АО "Мосводоканал" прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Московского
городского суда Нестеренко Г.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.