Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Артамоновой О.Н., жалобу защитника ООО "МОДО ГРУПП" по доверенности Д*** А.А. на постановление заместителя государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N *** от 06 февраля 2018 года, решение судьи Коптевского районного суда Москвы от 27 апреля 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ООО "МОДО ГРУПП",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N *** заместителя государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С*** Д.В. от 06 февраля 2018 года О ОО "МОДО ГРУПП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Коптевского районного суда Москвы от 27 апреля 2018 г. указанное выше постановление оставлено без изменения.
В жалобе поданной в Московский городской суд, защитником ООО "МОДО ГРУПП" по доверенности Д*** А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся постановлений и прекращении производства по делу об административной правонарушении, за отсутствием события и состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица ООО "МОДО ГРУПП" не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, направил защитников Д*** А.А, К***Н.А, которые поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитников Д***А.А, К*** Н.А, мнение прокурора, полагавшего постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными, оснований к отмене постановления и решения судьи не усматривается.
Судьей проверены материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья пришел к выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Статьей 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" установлена ответственность за несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Москвы N 68 от 30.11.2005 "Об отходах производства и потребления в Москве".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обращение с отходами определяется как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно п.12 ст.1 Закона Москвы N 68 от 30.11.2005 "Об отходах производства и потребления в Москве", производитель отходов - субъект хозяйственной и иной деятельности, физическое лицо, в процессе деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со ст. 8 названного Закона деятельность по сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, инструктивных и методических документов, стандартов, нормативов и правил, утвержденных в установленном порядке. Временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.
Согласно пп. 4.1, 4.6.2 Постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления должна: - располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц; - иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.); - спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка.
Как следует из представленных материалов дела, 02 ноября 2017 года по адресу: *** в ходе проверки проведенной Прокуратурой САО г. Москвы установлено, что на земельном участке по указанному адресу на основании договора генподряда N*** на строительство объекта от 01 июня 2016 года, заключенному между ЗАО "***" и ООО "МОДО ГРУПП", ведется строительство многоквартирного 16-ти этажного жилого дома с подземной автостоянкой. Москомстройнадзором ЗАО "***" выдано разрешение на строительство N*** от 24 мая 2016 года. ООО "МОДО ГРУПП" является генеральным подрядчиком.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение ст.8 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N68 "Об отходах производства и потребления города Москвы" и требовании постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" и требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 года N53 "О введении в действие СанПиН 2.1.7.1287-03" ООО "МОДО ГРУПП" допущено несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках, а именно, открытые места, в которых хранятся отходы производства и потребления, образующиеся в ходе хозяйственной деятельности на территории земельного участка, не имеют водонепроницаемого покрытия, не огорожены, не обвалованы.
Действия ООО "МОДО ГРУПП" квалифицированы по ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "МОДО ГРУПП" подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением Прокурора Северного административного округа г. Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 ноября 2017 года; договором генподряда N*** на строительство объекта от 01 июня 2016 года, заключенному между ЗАО "***" и ООО "МОДО ГРУПП"; решением о проведении проверки от 02 ноября 2017 г. N35, рапортом прокурора, ордером N*** от 05 сентября 2016 г. на проведение земляных работ ООО "МОДО ГРУПП", учредительными документами юридического лица, фотоматериалом, и иными доказательствами.
Допустимость и достоверность принятых должностными лицами, а затем судьёй во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и должностное лицо правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу, что Обществом не были соблюдены, предусмотренные правовыми актами города Москвы правила и требования в области охраны окружающей среды, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "МОДО ГРУПП" состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "МОДО ГРУПП".
Вопреки доводам жалобы должностным лицом и судьей районного суда достоверно установлено, что ООО "МОДО ГРУПП" не организовало обустройство мест временного хранения отходов.
Приведенные в жалобе доводы не могут являться основанием для освобождения его от административной ответственности и отмены вынесенного в отношении него постановления, поскольку факт совершения ООО "МОДО ГРУПП" административного правонарушения и его виновность подтверждаются собранными доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в их допустимости и достоверности не вызывают.
Административное наказание назначено ООО "МОДО ГРУПП" в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 4.42 КоАП Москвы с учетом тяжести административного правонарушения; обстоятельств дела.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пп.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа ООО "МОДО ГРУПП", с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст.31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, право на защиту не нарушено.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ст.4.42 КоАП Москвы и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Коптевского районного суда Москвы от 27 апреля 2018 года, постановление заместителя государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды С***Д.В. от 06 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.42 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "МОДО ГРУПП" оставить без изменения, жалобу защитника Д***А.А. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.