Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ЗАО "СЭК "Лата Трэк" в лице генерального директора Шушковой Е.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N***\2017 от ***года, на решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ЗАО "СЭК "Лата Трэк",
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N***\2017 от ***года ЗАО "СЭК "Лата Трэк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица, законный представитель указанного общества подала на него жалобу в Кунцевский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 12 апреля 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд генеральный директор ЗАО "СЭК "Лата Трэк" обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым факт уклонения общества от оформления охранного обязательства, неотъемлемой частью которого является паспорт земельного участка, не доказан; Департаментом городского имущества г.Москва обществу в пользование на основании договора аренды предоставлен земельный участок, границы которого не соответствуют его площади, в связи с чем сторонами не был подписан акт приема-передачи участка, и в связи с чем выдача охранных обязательств невозможна; в настоящее время ведется работа по корректировке границ с целью устранения выявленных несоответствий; материалы дела содержат доказательства того, что обществом предприняты все возможные меры, направленные на корректировку границ участка с целью получения охранного обязательства; также не учтено, что в отсутствие охранного обязательства требования природоохранного законодательства заявителем выполняются; выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным стороной защиты доказательствам, которым не дана соответствующая правовая оценка.
В судебное заседание законный представитель ЗАО "СЭК "Лата Трэк", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Рыбалко К.Е, указанные доводы жалобы поддержавшей в полном объеме, просившей их удовлетворить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения оспариваемых актов должностного лица и судьи районного суда не имеется ввиду следующего.
Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственностью за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст.4, п. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность; в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 58 того же Закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Статьей 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" установлено, что природно-исторические парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью города Москвы.
Исходя из положений ст. 11 того же Закона, Правительством Москвы должно быть утверждено Положение об особо охраняемой природной территории в городе Москве, которое должно содержать наименование особо охраняемой природной территории; сведения о юридическом адресе и организационно-правовой форме специализированных учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории; режим охраны и использования особо охраняемой природной территории; режим охраны и использования охранной зоны особо охраняемой природной территории; режимы использования земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным обязательствам; иные сведения.
Кроме того, в силу ст. 12 Закона, в отношении особо охраняемой природной территории специально уполномоченным органом Правительства Москвы должен быть утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории, содержащий в себе наименование особо охраняемой природной территории; описание местоположения, площади и границ особо охраняемой природной территории регионального значения, а также ее план; перечень зон и участков особо охраняемой природной территории и их площади; перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием местоположения, границ и прав владения и пользования участком; природные характеристики территории; иные сведения.
Частью 2 статьи 15 Закона г. Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" определено, что п осле принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с настоящим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка. Оформление охранного обязательства осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
По смыслу ст. 16 указанного Закона г. Москвы, особо охраняемые природные территории в городе Москве должны быть учтены в Государственном кадастре особо охраняемых природных территорий в городе Москве, сопоставимым с государственным кадастром недвижимости и информационной системой обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве.
Порядок заключения охранных обязательств установлен, в частности, Постановлением Правительства N 262-ПП от 09 апреля 2002 года "О мерах по реализации закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях", в силу п. 4 которого, охранные обязательства оформляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по заявлению собственника, владельца, пользователя земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, на основании представленного пользователем земельного участка пакета документов.
В соответствии с Регламентом подготовки и выдачи заявителям охранного обязательства по обеспечение сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, утвержденным вышеуказанным постановлением, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы осуществляет прием документов для оформления охранных обязательств через службу "одного окна". Решение об оформлении (выдаче) или отказе в оформлении охранного обязательства Департамент принимает в срок, не превышающий двух месяцев с момента регистрации обращения.
Анализ приведенных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по заключению охранного обязательства предусмотрена законом. Оформление охранного обязательства осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы с соблюдением установленного законом порядка при обращении землепользователя.
Согласно Положению о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве.
Природно-исторический парк "Москворецкий" образован Постановлением Правительства г. Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское"; границы природно-исторического парка "Москворецкий" приведены в Приложении N1 к постановлению Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012.
На основании п. 1 и п. 4, п.5 Положения о природно-историческом парке "Москворецкий", природно-исторический парк "Москворецкий" - особо охраняемая природная территория города Москвы, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении; природно-исторический парк "Москворецкий" - особо охраняемая природная территория регионального значения, на территории которого запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Москворецкий", в том числе нарушение почвенного покрова.
Пунктом 3 части 4 Постановления Правительства Москвы от 27 сентября 2005 года N 742-ПП "О природно-историческом парке "Москворецкий" предусмотрено, что все пользователи земель в границах природно-исторического парка "Москворецкий" обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории; пользователи земельных участков подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны; неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с подробной характеристикой представленных в его границах природных сообществ, оценкой их состояния, а также описанием режима особой охраны и использования данного участка.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда при рассмотрении жалобы, государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в границах особо охраняемой природной территории - природно- исторического парка "Москворецкий" по адресу: г. Москва, ***, границы которого установлены Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012, находящегося во временном владении и пользовании ЗАО "СЭК "Лата Трэк" на основании действующего договора аренды с Департаментом городского имущества г.Москвы N*** от ***года, в нарушение требований ч. 3 ст. 4 Постановления Правительства Москвы от 27 сентября 2005 года N 742-ПП "О природно-историческом парке "Москворецкий", в период времени с 2009 года по август 2017 года уклоняется от оформления охранного обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемом земельном участке природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства, вина ЗАО "СЭК "Лата Трэк" в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются материалами дела, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с выявлением использования земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории - природно- исторического парка "Москворецкий" по адресу: г..Москва, ***, с 2009 года по август 2017 года без оформления охранного обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемом земельном участке природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны; действующим договором аренды N***между Департаментом городского имущества г..Москвы и ЗАО "Сэк "Лата Трэк" от ***года, согласно условиям которого в аренду последнего во временное владение и пользование передан земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, по адресу: г..Москва, ***, для эксплуатации и развития объектов спортивного назначения; планом границ земельного участка по указанному адресу; письменными объяснениями законного представителя ЗАО "СЭК "Лата Трэк" в лице генерального директора Шушковой Е.А, не отрицавшей факт отсутствия охранного обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемом земельном участке природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны в связи с несоответствием фактических границ данного земельного участка его площади, о чем имеется заключение кадастрового инженера; межевым планом земельного участка по указанному адресу; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении от ***года в отношении ЗАО "СЭК "Лата Трэк" по ст. 8.39 КоАП РФ, в котором подробно изложено существо правонарушения, приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется заявителю, и из которого усматривается, что составлен он в присутствии защитника по доверенности лица,
привлекаемого к административной ответственности, которому разъяснены прав и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.4 КоАП РФ, для сведения вручена копия протокола, с которым она ознакомлена, с ним не согласилась, о чем имеются ее собственноручные подписи, содержит подпись должностного лица, его составившего, отвечает требованиям, предъявляемым к составлению протокола ст.28.2 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом области охраны окружающей среды на ООПТ, в рамках выполнения им служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, с другими представленными по делу доказательствами, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьей районного суда положены в основу обжалуемого постановления, оценены в порядке ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку в пользовании ЗАО "СЭК "Лата Трэк" находится земельный участок, расположенный в границах особо охраняемой природной территории - природно- исторического парка "Москворецкий" на основании договора аренды, условиями которого арендатор принял на себя обязательства использовать предоставленный земельный участок в соответствии с режимами охраны особо охраняемой природной территории, установленными законами г. Москвы, которым предусмотрена обязанность по заключению охранного обязательства, тогда как в данном случае общество в период времени с 2009 года по август 2017 года, используя данный участок для эксплуатации и развития объектов спортивного назначения, ЗАО "СЭК "Лата Трэк" уклоняется от оформления охранного обязательства, от принятия на себя обязанности по обеспечению сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования, действия общества правильно квалифицированы по ст.8. 39 КоАП РФ.
Такая деятельность на особо охраняемой природной территории противоречит целям создания особо охраняемой природной территории, а также функциональному назначению земельного участка, установленному Правительством Москвы от 29 декабря 1998 года N 1012 "О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий - природного парка "Москворецкий", в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано было осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, тот факт, что при использовании земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, в силу прямого указания закона ЗАО "СЭК "Лата Трэк" должно заключить охранное обязательство с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, использование участка без оформления охранного обязательства не исключает возможность причинения вреда окружающей среде, в данном случае указанный земельный участок на протяжении длительного времени - с 2009 года по август 2017 года используется без оформления охранного обязательства, подлежат отклонению как несостоятельные доводы в жалобе о том, что ук лонение общества от оформления охранного обязательства не доказано, в связи с предоставлением земельного участка, границы которого не соответствуют его площади, вследствие чего выдача охранных обязательств невозможна.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в данном случае, вопреки доводам жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ЗАО "СЭК "Лата Трэк" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательств, в том числе, ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Также в данном случае следует отметить, что ЗАО "СЭК "Лата Трэк", являясь хозяйствующим субъектом на территории особо охраняемой природной территории федерального значения по указанному адресу, обязано было предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, тогда как заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении своей деятельности в границах особо охраняемой природной территории национального парка "Москворецкий", однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление N***\2017 от ***года, которым ЗАО "СЭК "Лата Трэк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание, вынесено в присутствие защитника данного общества, вину в совершении вмененного административного правонарушения не признавшего, которому для сведения вручена копия названного постановления, принято в пределах полномочий должностного лица административного органа - заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ, при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При рассмотрении настоящего дела судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение административного штрафа в значительном размере.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
А дминистративное наказание должностным лицом административного органа назначено с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.39 КоАП РФ, с учетом характера совершённого правонарушения, объектом которого является соблюдение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, конкретных обстоятельств дела и тяжести административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N***\2017 от ***года, на решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 12 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ЗАО "СЭК "Лата Трэк" оставить без изменения, жалобу законного представителя ЗАО "СЭК "Лата Трэк" Шушковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.