Судья Московского городского суда **** , рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника РО "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" по ордеру ***** на постановление должностного лица Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N ***** от 18 июля 2017 года об административном правонарушении, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.22 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении РО "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский патриархат)",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N ***** от 18 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.22 КоАП г. Москвы, РО "Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви (Московский патриархат)" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением Тушинского районного суда Москвы от 21 марта 2018 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ***** - без удовлетворения.
В поданной в Московский городской суд жалобе защитник ***** в интересах РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, производство по делу об административном правонарушении прекратить по доводам, изложенным в жалобе, ссылаясь на отсутствие вины в действиях привлекаемого лица, поскольку РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" предприняло все зависящие меры по соблюдению действующего природоохранного законодательства, заключив договор на порубочные работы с ООО "*****", в котором именно подрядчик обязался оповестить контролирующие органы о начале работ по рубке деревьев в установленные сроки, также ссылается на то, что ущерба окружающей среде действия вмененные в вину РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" не причинили.
В судебное заседание защитник ***** явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ***** в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считая постановленные акты законными и обоснованными, вину РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" доказанной материалами дела. Также пояснил, что вызванный в судебное заседание инспектор *****, составлявший протокол об административном правонарушении, находится в очередном отпуске, о чем предоставил выписку из приказа, в связи с чем он не смог явиться в суд второй инстанции для дачи показаний.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника *****, представителя Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы *****, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 4.22 КоАП г. Москва предусмотрена за невыполнение условий порубочного билета.
Правительством Москвы издано 10 сентября 2002 г. Постановление N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", п. 8.1.1 Приложения N 1 которого предусмотрено, что выдача порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы -специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений.
Пунктом 8.1.6 Приложения N 1 Постановления N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" предусмотрено, что срок действия порубочного билета и разрешения на пересадку деревьев и кустарников указывается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в порубочном билете и разрешении на пересадку с учетом планируемых сроков производства вырубки и пересадки, сложности и объемов работ, но не более двух лет.
Статьями 2 и 3 Закона города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Генеральный план развития города Москвы и градостроительные планы развития территориальных единиц города Москвы разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями по защите зеленых насаждений. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Предпроектная и проектная документация на организацию строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений, а проектная документация, кроме этого, должна содержать полную оценку воздействия
проектируемого объекта на зеленые насаждения. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы.
Вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случаях: реализации проекта, предусмотренного документами территориального планирования и имеющего положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство и (или) иное специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном Правительством Москвы; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ. Порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом. Вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений. Порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается в порядке, установленном Правительством Москвы. Органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы.
Оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, в установленных настоящим Законом случаях производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
Согласно п. 8.9.3 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП,уничтожение, обрезка и пересадка зеленых насаждений производятся после уведомления отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по соответствующему административному округу не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения работ по уничтожению, обрезке и пересадке зеленых насаждений.
Как следует из представленных материалов и установлено судьей районного суда, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы организации РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" был выдан порубочный билет от 18 октября 2016 г. N ***** по объекту "*****" по адресу: ***** (напротив) на вырубку и сохранение деревьев и кустарников.
В ходе проведенного обследования территории государственным инспектором ***** 19 октября 2016 г. в 16 час. 00 мин. установлено, что работы по вырубке зеленых насаждений ведутся в соответствии с порубочным билетом от 18 октября 2016 г. N *****, о чем был составлен акт от 19 октября 2016 г. N *****.
В ходе административного расследования было установлено, что работы согласно порубочного билета от 18 октября 2016 г. N ***** выполнены с 19 октября 2016 г. по 25 октября 2016 г.
Вместе с тем, РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" в нарушение п. 8.9.3 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, не выполнило условия порубочного билета от 18 октября 2016 г. N *****, не сообщив в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о начале производства работ за 5 дней до начала работ.
Указанные обстоятельства послужили основания для составления в отношении РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" 09 июня 2017 года протокола об административном правонарушении N *****, и привлечения 18 июля 2017 года к административной ответственности по ст. 4.22 КоАП г. Москвы путем вынесения постановления N ***** о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление от 18 июля 2017 года, согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" состава вменённого правонарушения, и сославшись на представленные в материалы дела доказательства: протокол N ***** от 09 июня 2017 года об административном правонарушении; актом осмотра территории от 19 октября 2016 года с фотоматериалами, порубочным билетом от 18 октября 2016 г. N *****; договором пользования земельным участком от 23 июля 2013 г.; договором обеспечения строительства храмового комплекса от 29 сентября 2015 г.; договором генерального подряда на строительство храмового комплекса от 04 апреля 2016 г.; договором на вырубку зеленых насаждений от 21 июня 2016 г, пришел к выводу о наличии в действиях РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" вины в нарушении п. 8.9.3 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП.
Доводы настоящей жалобы о том, что РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" предприняло все зависящие меры по соблюдению действующего природоохранного законодательства, заключив 21 июня 2016 года договор по вырубку зеленых насаждений с ООО "*****", в котором в соответствии п. 3.3 Договора именно подрядчик обязался оповестить контролирующие органы о начале работ по рубке деревьев в установленные сроки, являлись предметом рассмотрения в районном суде, которым дана надлежащая и мотивированная оценка, не согласиться с которой у суда второй инстанции оснований не имеется.
Так, судья районного суда правомерно указал в обжалуемом решении, что поскольку порубочный билет от 18 октября 2016 г. N ***** был получен РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)", то именно на данной организации лежала обязанность по выполнению его условий.
Указанный вывод судьи районного суда следует признать состоятельным, поскольку возможность возложения ответственности за соблюдение юридическим лицом норм и правил действующего законодательства на другое юридическое лицо путем заключения гражданско-правового договора не предусмотрено КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, которые могли бы свидетельствовать о принятии РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" в ходе осуществления своей деятельности всех необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение требований Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Вместе с тем, судья первой инстанции при вынесении обжалуемого решения не учел следующее.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год.
Вместе с тем, РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" привлекается за несоблюдения Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, ответственность за нарушение которых предусмотрена законом субъекта РФ, а именно Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности по ст. 4.22 КоАП Москвы, составляет три месяца со дня его совершения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" вменено не исполнение обязанности по выполнению условий порубочного билета от 18 октября 2016 г. N *****, выразившееся в том, что Организация не сообщила в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о начале производства работ за 5 дней до начала работ.
Таким образом, сроком выполнения данной обязанности является 14 октября 2016 года.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" к административной ответственности по факту невыполнения данной обязанности начал исчисляться с 15 октября 2016 года и истек 15 января 2017 года.
Вместе с тем, должностное лицо Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы фактически рассмотрел дело об административном правонарушении только 18 июля 2017 года, то есть по истечении срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
Указанные обстоятельства не были учтены судьей районного суда при рассмотрении жалобы РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" на постановление должностного лица Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N ***** от 18 июля 2017 года.
С учетом изложенного, постановление должностного лица Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N ***** от 18 июля 2017 года, судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 марта 2018 года, вынесенное в отношении РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.22 КоАП г. Москвы, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление должностного лица Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы N ***** от 18 июля 2017 года об административном правонарушении, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 21 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.22 КоАП г. Москвы, в отношении РО "Финансово-хозяйственное управление РПЦ (Московский патриархат)", - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.