Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дмитриева Г.В. на постановление контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ АМПП N * от 15 марта 2018 года, решение заместителя начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ АМПП от 03 апреля 2018 года, решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 17 мая 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 КоАП г.Москвы, в отношении Дмитриева Г.В.,
УСТАНОВИЛ
Постановлением контролера отдела оформления и учета нарушений ГКУ АМПП N * от 15 марта 2018 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника отдела оформления и учета нарушений ГКУ АМПП от 03 апреля 2018 года, Дмитриев Г.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.14 КоАП г.Москвы, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 руб.
Решением Хорошевского районного суда г.Москвы вышеуказанные постановление и решение должностных лиц ГКУ АМПП оставлены без изменения, жалоба Дмитриева Г.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Д митриев Г.В. просит об отмене состоявшихся по делу постановлений, указывая, что он имеет парковочное разрешение инвалида, во вмененный период осуществил парковку автомобиля на специально отведённом месте по адресу: *, однако судьей не проверены доводы его жалобы об отсутствии события административного правонарушения, адрес парковки: * установлен неверно.
В судебное заседание Дмитриев Г.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке влечет административную ответственность.
Согласно примечанию к указанной статье, под городской парковкой следует понимать объект благоустройства г. Москвы, представляющий собой специально обозначенное, обустроенное и оборудованное место, являющееся частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности г. Москвы, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" утверждены территориальные зоны организации платных городских парковок, а также Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств. Указанные положения вступили в силу с 1 июня 2013 года (п. 15).
В соответствии с п. 1.3 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" (далее - Правила пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств), к территории городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными приложением 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения".
Пунктом 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств определено, что лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Постановлением размещение транспортного средства осуществляется бесплатно либо внесена годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок, обязано в течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место осуществить оплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в пп. 2.3.1 - 2.3.2 настоящих Правил.
Невыполнение данного требования считается неоплатой размещения транспортного средства на платной городской парковке и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.
Пунктами 2.1, 2.1.2 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утвержденных Постановлением правительства Москвы от 17.05.2013 года N 289-П "Об организации платных городских парковок в городе Москве" размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами), определено, что вне зависимости от того, является ли городская парковка платной, бесплатно размещаются (кроме случаев размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта) транспортные средства, автотранспортные средства инвалидов - на местах для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой.
Исходя из данной нормы, водителем транспортного средства, имеющего парковочное разрешение инвалида, на специально отведенных местах может быть осуществлена бесплатная парковка.
Согласно пунктам 4, 4.1, 4.1.1 Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013г. N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве", в целях бесплатного пользования местами для парковки автотранспортных средств инвалидов (законных представителей ребенка-инвалида) ведется реестр города Москвы парковочных разрешений инвалидов. Инвалид, а также каждый из законных представителей ребенка-инвалида имеют право на внесение в реестр города Москвы парковочных разрешений инвалидов записей о парковочных разрешениях инвалида в отношении автотранспортных средств, находящихся в собственности инвалида (законного представителя ребенка-инвалида) (по количеству автотранспортных средств, находящихся в собственности).
Таким образом, в рамках действующего парковочного разрешения инвалида, инвалид, законные представители ребенка-инвалида вправе бесплатно круглосуточно парковать принадлежащие им транспортные средства только на местах для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой.
Привлекая Дмитриева Г.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, должностное лицо ГКУ АМПП исходило из того, что * года в * часов * минут по адресу: *, транспортное средство марки Сузуки Гранд Витара, государственный регистрационный знак *, собственником которого является Дмитриев Г.В, в нарушение п. 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП, размещено на платной городской парковке без осуществления оплаты.
Оставляя данное постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица без изменения, суд первой инстанции счел, что вина Дмитриева Г.В. в нарушении требований ч. 2 ст. 8.14 КоАП г.Москвы установлена полно и объективно, доказательств оплаты за размещение принадлежащего заявителю автомобиля на платной стоянке представлено не было, отклонив доводы жалобы о том, что автомобиль заявителя внесен в реестр парковочных разрешений инвалидов г. Москвы за N 0158484-2017, во вмененный период автомобиль был припаркован на месте для инвалидов, полагая данные доводы не подтвержденными достоверными доказательствами.
Вместе с тем, с такими выводами судьи согласиться нельзя, так как они сделаны преждевременно, в результате неполного выяснения судьей обстоятельств дела.
Частью 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
При этом, согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение ч. 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, вышеприведенные положения КоАП РФ закрепляют особый порядок привлечения к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи: уполномоченные органы не обязаны доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств при вынесении в отношении них постановлений по делам об административных правонарушениях.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что подобное распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности ( части 1, 2 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1 (Задачи производства по делам об административных правонарушениях), 26.11 (Оценка доказательств) КоАП Российской Федерации и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О и от 21 июня 2011 года N 774-О-О).
Положенный в основу вывода о виновности Дмитриева Г.В. в совершении вмененного административного правонарушения фотоматериал, полученный с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, сам по себе, в отсутствие иных доказательств (панорамного снимка по фиксации административного правонарушения; сведений об организации платной парковки и парковки для инвалидов по адресу: * (схемы дислокации дорожных знаков), по состоянию на 14 марта 2018 года, не опровергает доводы жалобы о размещении транспортного средства на месте для парковки автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой по адресу: *.
Процессуальных действий, направленных на истребование соответствующих сведений, судьей районного суда при рассмотрении дела, не предпринято.
Между тем выяснение данных обстоятельств имеет значение для правильного разрешения настоящего дела.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении Дмитриевым Г.В. п. 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП, вопреки требованиям ст.24.1 КоАП РФ, не основан на полном и всестороннем выяснении всех обстоятельств дела, является преждевременным и не позволяет с достоверностью установить виновность Дмитриева Г.В. в нарушении законодательства в области благоустройства города.
При нимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, и учитывая названные выше нарушения, принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 17 мая 2018 года отменить, материалы дела об административном правонарушении по жалобе Дмитриева Г.В. направить в Хорошевский районный суд г.Москвы на новое рассмотрение.
Судья Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.