Судья Московского городского суда Моргасов М.М. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" А.А. Громыко на постановление судьи Тверского районного суда от 20 апреля 2018 г., которым ФГБУ "Институт Европы Российской академии наук" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.,
установил:
27 февраля 2018 г. главным инспектором отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия К*** Е.В. в отношении ФГБУ "Институт Европы Российской академии наук" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением судьи, директора ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" А.А. Громыко обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал на то, что, по его мнению, при рассмотрении дела не учтены его обстоятельства и требования закона, ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" не является субъектом вмененного административного правонарушения, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. признано право собственности на помещения в здании по адресу г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3, общей площадью 3620, 5 кв.м. за РФ, из указанного постановления следует, что действия государственных органов города Москвы по включению здания в состав городской собственности и последующей передаче в аренду институту с взиманием арендных платежей являлись неправомерными, таким образом, на законном основании в пользовании ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" указанный объект не находился, по смыслу п.2 ст. 168 ГК РФ и п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка ничтожна, ничтожность договора аренды предполагает его недействительность, ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" является субъектом бюджетных отношений, не выполнены задачи производства по делу, иные владельцы здания к административной ответственности не привлекались, установленный законом штраф может быть снижен ниже низшего предела.
В судебном заседании Московского городского суда защитник ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" В*** В.Л. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме по указанным основаниям.
Представитель Мосгорнаследия Ч*** М.А. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, пояснив, что после смены собственника объект по указанному адресу из ведения Мосгорнаследия не выбывал, подлежал и подлежит охране в установленном порядке.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав стороны, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и Правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В силу п. 5.25 Положения о Департаменте культурного наследия г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия, являющиеся обязательными для юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, физических лиц, а также контролировать их выполнение.
На основании ст. 10 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия.
На основании п. 4.4.51 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что ФГБУ "Институт Европы РАН" является пользователем объекта культурного наследия регионального значения "Московский университет ? Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, конец XIX в. - середина XX в. - Химический факультет (с лабораторией Н.Д.Зелинского), 1836 г, 1883 г, архитектор А.С.Каминский" по адресу: г. Москва, улица Моховая, дом 11, строение 3 (далее - Объект), на основании договора аренды недвижимого имущества от 05 января 1994 г. N 00-00007/94.
Объект принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения распоряжением Правительства Москвы от 2 ноября 2009 г. N 2844-РП "Об отнесении выявленных объектов культурного наследия города Москвы к объектам культурного наследия народов Российской Федерации регионального наследия".
Предмет охраны Объекта, как части ансамбля "Московский университет - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, конец XIX в. - середина XX в. -Химический факультет (с лабораторией Н.Д.Зелинского), 1836 г, 1883 г, архитектор А.С.Каминский - Физический институт, 1898-1901 гг, архитектор К.М.Быковский. Здесь работали физики И.А.Каблуков, П.Н.Лебедев, Н.А.Наумов", утвержден распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 26 сентября 2012 г. N 898.
Распоряжением Мосгорнаследия от 31 января 2014 г. N 91 утверждено охранное обязательство собственника (пользователя) Объекта.
Мосгорнаследием в адрес ФГБУ "Институт Европы РАН" письмом от 26 декабря 2016 г. N *** направлен акт технического состояния Объекта, а также предписание от 23 декабря 2016 г. N *** о проведении работ по сохранению Объекта согласно составу (перечню) видов работ по сохранению Объекта и при соблюдении сроков (периодичности) проведения таких работ, установленных актом технического состояния Объекта.
Письмо от 26 декабря 2016 г. N *** получено адресатом 9 января 2017 г. согласно отчета Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11503504217425.
В соответствии с пунктом 1 предписания от 23 декабря 2016 г. N *** и пунктом 1 раздела 5 акта технического состояния Объекта от 20 декабря 2016 г. N *** (далее - АТС) ФГБУ "Институту Европы РАН" в срок до 1 февраля 2018 г. надлежит разработать проект реставрации и приспособления Объекта на основании инженерного обследования и представить на согласование в Департамент культурного наследия города Москвы.
В рамках осуществления контроля за исполнением предписания от 23 декабря 2016 г. N *** о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия на основании задания от 2 февраля 2018 г. N *** и установлено, что проект реставрации и приспособления Объекта для современного использования на основании инженерного обследования в срок до 1 февраля 2018 г. не разработан и на согласование в Департамент культурного наследия города Москвы не представлен.
Согласно служебной записке Управления выдачи разрешений по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия от 02 февраля 2018 г. N *** в 2009-2018 гг. заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта в Департамент культурного наследия города Москвы на рассмотрение не поступало, акт приемки выполненных работ не выдавался.
Согласно служебной записке Управления рассмотрения документации от 9 февраля 2018 г. N *** в период с 20 декабря 2016 г. по 09 февраля 2018 г. проектная документация, предусматривающая проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования Объекта, на рассмотрение не предоставлялась.
Согласно служебной записке Управления документационного обеспечения и контроля от 7 февраля 2018 г. N *** обращения о рассмотрении и согласовании научно-проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта с 20 декабря 2016 г. в Департамент культурного наследия города Москвы не поступали.
Таким образом, требование пункта 1 предписания от 23 декабря 2016 г. N *** в установленный срок ФГБУ "Институт Европы РАН не исполнено".
ФГБУ Институт Европы РАН могло и должно было предпринять меры по исполнению предписания от 23 декабря 2016 г. N ***, однако ФГБУ Институт Европы РАН не приняло для этого каких-либо мер, тем самым, сознательно пренебрегло правилами и нормами, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Непринятие разумных и достаточных мер, направленных на выполнение взятых на себя обязательств, свидетельствует об отсутствии в действиях ФГБУ Институт Европы РАН той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, то есть, виновности в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 18 ст. 19.5 КоАП России.
Таким образом, ФГБУ "Институт Европы РАН" совершило административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия, ответственность за которое предусмотрена ч.18ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия ФГБУ "Институт Европы РАН" квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ФГБУ "Институт Европы РАН" подтверждаются материалами дела, а именно: актом технического состояния Объекта от 20 декабря 2016 г. N ***, предписанием от 23 декабря 2016 г. N ***, служебной запиской Управления выдачи разрешений по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия от 02 февраля 2018 г. N ***, служебной запиской Управления рассмотрения документации от 09 февраля 2018 г. N ***, служебной запиской Управления документационного обеспечения и контроля от 7 февраля 2018 г. N ***, протоколом об административном правонарушении, из которого следует, что ФГБУ Институт Европы РАН, расположенное по адресу: ***, являясь пользователем объекта культурного наследия федерального значения "Московский университет - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, конец XIX в. - середина XX в. - Химический факультет (с лабораторией Н.Д. Зелинского), 1836 г, 1883 г, архитектор А.С. Каминский", расположенного по адресу: ***, 02.02.2018 года не выполнило в срок -01.02.2018 года предписание Мосгорнаследия от 23.12.2016 г. N *** по устранению нарушений требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно, не разработало проект реставрации и приспособления Объекта культурного наследия на основании инженерного обследования и не представило на согласование в Департамент культурного наследия г. Москвы; справкой об идентификации объекта капитального строительства, выпиской из ЕГРП; кадастровыми выписками; выпиской из ЕГРЮЛ; перечнем объектов культурного наследия, и иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ФГБУ "Институт Европы РАН" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения ФГБУ "Институт Европы РАН" в установленный срок требований предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
Сведений о причинах неисполнения требований предписания либо о продлении сроков исполнения требований предписания в Мосгорнаследие в установленном порядке от ФГБУ "Институт Европы РАН" не поступало.
В связи с изложенным, судья пришел к обоснованному выводу о наличии вины в действиях (бездействии) ФГБУ "Институт Европы РАН".
Действия ФГБУ "Институт Европы РАН" правильно квалифицированы судьей по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. признано право собственности на помещения в здании по адресу ***, общей площадью *** кв.м. за РФ, из указанного постановления следует, что действия государственных органов города Москвы по включению здания в состав городской собственности и последующей передаче в аренду институту с взиманием арендных платежей являлись неправомерными, таким образом, на законном основании в пользовании ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" указанный объект не находился, по смыслу п.2 ст. 168 ГК РФ и п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка ничтожна, ничтожность договора аренды предполагает его недействительность, не влекут иного вывода по делу, поскольку фактически ФГБУ "Институт Европы РАН" использовало здание по указанному адресу на основании договора аренды от 05 января 1994 г, заключенного с Москомимуществом. Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) безусловно предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Доводы жалобы о том, что ФГБУН "Институт Европы Российской академии наук" является субъектом бюджетных отношений, что иные владельцы здания к административной ответственности не привлекались, сами по себе, не являются установленным законом основанием для освобождения от административной ответственности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования законы выполнены надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что к выводу о наличии в действиях ФГБУ "Институт Европы РАН" состава вмененного ему административного правонарушения, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены выше, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, мотивировав свои выводы и дав совокупности собранных по делу доказательств надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП Российской Федерации с учетом требований частей 2 и 3 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает.
Назначенная судом мера ответственности соответствует санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи и не свидетельствуют о невиновности ФГБУ "Институт Европы РАН" в совершении вмененного правонарушения.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ФГБУ "Институт Европы РАН" в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Постановление судьи мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Административное наказание назначено ФГБУ "Институт Европы РАН" в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Тверского районного суда от 20 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ФГБУ "Институт Европы РАН" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.