Судья Московского городского суда Мисюра С. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Фоминой О.А. на постановление судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 28.04.2018, которым ФГУП "Управление служебными зданиями", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
14.02.2018 должностным лицом Департамента культурного наследия г. Москвы составлен протокол об административном правонарушении по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ФГУП "Управление служебными зданиями".
Дело об административном правонарушении передано в Мещанский районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитник ФГУП "Управление служебными зданиями" Фомина О.А. подала жалобу в Московский городской суд, в которой просила его отменить, производство прекратить, в обоснование жалобы указала на отсутствие в действиях ФГУП "Управление служебными зданиями" состава вмененного правонарушения.
В судебном заседании защитник ФГУП "Управление служебными зданиями" Фомина О.А. поддержала доводы жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФГУП "Управление служебными зданиями" Фоминой О.А, считаю необходимым постановление Мещанского районного суда г. Москвы отменить, производство по делу прекратить в силу следующего.
Административная ответственность по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, 23.05.2016 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы Кузьминки, X V I II - начало XX в. - Сооружение Красного двора 1809 г.", по адресу: Москва, ***, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером: ***, в результате которого составлен акт технического состояния от 23.08.2016 N *** объекта с планом работ по сохранению объекта и предписанием о проведении работ по сохранению данного объекта.
25.08.2016 в адрес ФГУП "Управление служебными зданиями" направлены Акт с планом работ по сохранению объекта и предписание о проведении работ по сохранению объекта от 23.08.2016 N***, которые не получены учреждением, отправление возвратилось инициатору 29.12.2016 по истечении срока хранения.
Согласно предписанию о проведении работ по сохранению объекта от 23.08.2016 N*** ФГУП "Управление служебными зданиями" предписано в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия исполнить действия, указанные в разделе 5 Акта технического состояния объекта культурного наследия, а именно: п.1 - получить задание на проведение работ по сохранению объекта в Мосгорнаследии, в срок до окончания I II квартала 2016 года; п.2 - разработать проект реставрации с приспособлением к современному использованию объекта в срок до ***; п.3 -провести работы по сохранению объекта в срок до 31.12.2019; п.п.4 и 5 - выполнить работы и сдать объект по акту комиссии, ввести ремонт здания до окончания срока действия акта.
В целях исполнения ФГУП "Управление служебными зданиями" предписания в части пункта 2 раздела 5 Акта технического состояния Управлением территориального контроля Мосгорнаследия получена сообщение от *** из Мосгорнаследия о том, что проект реставрации с приспособлением объекта для современного использования в Управление рассмотрения документации на рассмотрение не поступал и не согласовывался.
Установлено также, что на момент выявления правонарушения ФГУП "Управление служебными зданиями" являлось владельцем объекта, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 05.05.2016 N ***.
Судьей районного суда при рассмотрении дела сделан вывод, что ФГУП "Управление служебными зданиями" в срок до 31.12.2017 не выполнило требования, изложенные в предписании от 23.08.2016 N*** об исполнении п.2 раздела 5 Акта по разработке проекта реставрации с приспособлением к современному использованию объекта в срок до 31.12.2017, чем допустило нарушение ст.22, п.2 ст.20 Закона города Москвы от 14.07.2000 N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", ответственность за которое предусмотрена ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод в части субъектного состава правонарушения, поскольку право хозяйственного ведения ФГУП "Управление служебными зданиями" на объект признано отсутствующим на основании ступившего в законную силу 24.11.2017 решения Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2017, которым право собственности на объект признано за г. Москвой. Данных о том, что ФГУП "Управление служебными зданиями" в период с 29.12.2016 по 24.11.2017 предпринимались какие-либо меры к исполнению п.2 раздела 5 Акта по разработке проекта реставрации с приспособлением к современному использованию объекта, материалы дела не содержат и суду не представлены.
Месте с тем, суд при вынесении постановления не учел, следующее.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения. При этом следует отметить, что объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области порядка управления, а не в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за нарушения которых предусмотрен срок привлечения к административной ответственности 1 год.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, сроком исполнения предписания от 23.08.2016 N*** в части выполнения требований п.2 (перечня) работ по сохранению объекта, изложенного абзаце 5 Акта технического состояния, является 31.12.2017.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения ФГУП ""Управление служебными зданиями" к административной ответственности по факту невыполнения предписания начал исчисляться с ***.
Вместе с тем судья, приняв данное дело к производству *** года, то есть в пределах срока давности привлечения ФГУП "Управление служебными зданиями" к административной ответственности и, имея объективную возможность рассмотреть дело по существу до истечения указанного срока, фактически рассмотрел его только ***, то есть по истечении срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
С учетом изложенного, постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 28.04.2018, вынесенное в отношении ФГУП ""Управление служебными зданиями" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 28.04.2018 по делу об административном правонарушении по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ФГУП "Управление служебными зданиями" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.