Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу К*** М.В. на решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 27 марта 2018 года, которым постановление должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управления государственного экологического контроля N *** от 19 июля 2017 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении главного инженера ГБУК Москвы МДТ "**" К*** М.В. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управления государственного экологического контроля N ** от 19 июля 2017 года главный инженер ГБУК Москвы МДТ "***" К** М.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
К*** М.В. обратился в суд с жалобой на постановление должностного лица и 27 марта 2018 года судьей Черемушкинского районного суда Москвы вынесено указанное выше решение, об отмене которого просит К*** М.В. по доводам жалобы.
В судебное заседание К*** М.В. явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебное заседание явился представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы по доверенности Е*** А.П, который просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения, поскольку проверка проведена в установленном порядке, выявленные нарушения нарушают экологические требования, в связи с чем малозначительности деяния не усматривается, наказание назначено справедливое, при его назначении учитывались данные о личности должностного лица.
Изучив также доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за н есоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пп.1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На отходы I - V класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно пп.4, 7, 10 Правил проведения паспортизации отходов I - V классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 172, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности.
На отходы I - V классов опасности, включенные в федеральный классификационных каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В соответствии с пп.1, 2, 3, 4, 7, 8 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатываю проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого (среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовался, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учёта. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учёта в течение срока, определённого федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
При этом в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) и указания по её заполнению.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов и учёта в течение срока, определённого федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утверждён Порядок учёта в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходах. Учёту подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период. Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту и достоверность учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
На основании пп.5, 6, 7 Порядка учёта в области обращения с отходами, утверждённого Приказом от 01.09.2011 N 721 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, учёту подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Для отходов, не включённых в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определённый в соответствии с порядком отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Данные учеты в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложение 2.3.4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
На отходы, не включённые в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
В соответствии со ст.73 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
В силу ст.15 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Как следует из представленных материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении N *** от 19 июля 2017 года государственным инспектором Москвы в области охраны окружающей среды И*** А.А. Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы главный инженер ГБУК Москвы МДТ "***" К*** М.В. признан виновным по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 10 000 рублей, за то, что, как было установлено в ходе проверки 08 июня 2017 года в период времени с 11 часов 00 минут до 14 часов 30 минут по адресу: Москва, ул. Гарибальди, д.***, ГБУК Москвы МДТ "**" осуществляет хозяйственную и иную деятельность, основным видом деятельности учреждения является формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве, которое способствует эстетическому и нравственному воспитанию; сохранение и развитие исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, которые являются национальным достоянием российской культуры. При осуществлении хозяйственной деятельности учреждение оказывает негативное воздействие на окружающую среду в части образования и временное хранение, размещение отходов производства и потребления. На основании соответствующего договора, заключенного с АО "***", осуществляется контроль за образующимися в ходе ведения хозяйственной деятельности сточными водами установленном порядке. В процессе хозяйственной деятельности на территории общества образуется, временно хранится и передаются другим предприятиям, на размещение отходы производства и потребления I - IV классов опасности (отработанные люминесцентные лампы, твердые бытовые отходы от помещений).
Согласно представленному журналу учета отходов производства и потребления Учреждения: - в 2 квартале 2017 года образовалось отходов (офис): лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - 20 шт.; - в 2 квартале 2017 года образовалось отходов (офис): твердые бытовые отходы - 2.1188 тонн (6 куб.м); в 1 квартале 2017 года образовалось отходов (офис): твердые бытовые отходы - 2.1188 тонн (6 куб.м.); в 4 квартале 2016 года образовалось отходов (офис): твердые бытовые отходы - 2.1188 тонн (6 куб.м.); в 3 квартале 2016 года образовалось отходов (офис): твердые бытовые отходы - 2.1188 тонн (6 куб.м.); в 2 квартале 2016 года образовалось отходов (офис): твердые бытовые отходы - 2.1188 тонн (6 куб.м.). Отходы производства и потребления в период их накопления для вывоза на объект конечного размещения подлежат временному размещению и хранению на территории Предприятия. На основании письма соглашения от 28 января 2016 года б/н ГБУ "Жилищник района ***" утилизирует отработанные люминесцентные лампы ГБУК Москвы МДТ "***" (акт сдачи - приемки отработанных ламп от 17 мая 2017 года). ООО "***", в соответствии с договором от 30 марта 2017 года N ***, оказывает услуги по вызову ТБО. Вывоз отходов на размещении согласно указанному договору подтверждается представленными актами выполненных работ: акт сдачи-приемки работ (заказчик - ГБУК Москвы МДТ "***", подрядчик - ООО "**") от 31 марта 2017 года N **, от 30 апреля 2017 года N **, от 31 мая 2017 года N ***, от 30 апреля 2016 года N **, от 31 мая 2016 года N ***, 30 июня 2016 года N ***, от 31 июля 2016 года N **, от 31 октября 2016 года N ***, от 30 ноября 2016 года N ***.
Указанное свидетельствует о том, что ГБУК Москвы МДТ "***", в ходе осуществления хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения отходов производства и потребления, в отсутствии подготовленного специалиста Общества в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также не представлены сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 года (2-тп-отходы). Согласно приказу художественного руководителя ГБУК Москвы "****" от 06 октября 2016 года ответственным за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами назначен главный инженер К** М.В, он прошел обучение по программе: "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами" в ООО "Межотраслевой институт Охраны труда Пожарной и Экологической безопасности" в период с 20 июля 2017 года по 2 августа 2017 года. Однако, в соответствии с "Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору", утв. Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору", К*** М.В, как главный инженер, будучи ответственным за природоохранную деятельность и обращение с опасными отходами, обязан был пройти подготовку по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в месячный срок с момента своего назначения на данную должность, то есть до 06 ноября 2016 года, при таких обстоятельствах в действиях должностного лица главного инженера ГБУК Москвы МДТ "**" К** М.В. установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица ГБУК Москвы МДТ "**" подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: распоряжением N *** органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10 мая 2017 года; актом проверки N ** соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 29 июня 2017 года; протоколом N *** об административном правонарушении от 10 июля 2017 года, составленным в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, с описанием существа вменяемого административного правонарушения, не доверять сведениям в нем указанным оснований нет; постановлением N *** о назначении административного наказания от 19 июля 2017 года; выпиской из журнала учета отходов производства и потребления учреждения за 1 и 2 квартал 2017 года, и за 2,3,4 кварталы 2016 года; приказом N ** от 06 октября 2016 года; копией удостоверения N *** от 02 августа 2017 года и иными объективными письменными документами, а также свидетельскими показания должностных лиц административного органа в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций.
Допустимость и достоверность данных доказательств никаких сомнений в своей совокупности не вызывает, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются друг с другом. Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются, вопросов о признании доказательств недопустимыми в ней не ставится.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности главного инженера в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины должностного лица в его совершении.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении при рассмотрении жалобы.
К*** М.В, занимая должность главного инженера ГБУК Москвы МДТ "***", подлежит административной ответственности в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях К*** М.В. состава вмененного административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что административное правонарушение, совершенное главным инженером ГБУК Москвы МДТ "***" К*** М.В, является малозначительным, был предметом судебного разбирательства, судья дал ему надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой, оснований не нахожу.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях главного инженера ГБУК Москвы МДТ "***" К*** М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
По существу, доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Административное наказание назначено главному инженеру ГБУК Москвы МДТ "***" К*** М.В. в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Черемушкинского районного суда Москвы от 27 марта 2018 года, постановление по делу об административном правонарушении N **** от 19 июля 2017 должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управления государственного экологического контроля по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного инженера ГБУК Москвы МДТ "***" К*** М.В, оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.