Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Васильевой С.Д,
судей Круглова В.Г, Дампиловой Ц.В,
при секретаре Эрдынеевой Е.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах несовершеннолетней Ахметовой М.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" (далее - ФГБОУ ВО "ИрГУПС") об обязании выплатить разницу между опекунским пособием, полученным на содержание, и пособием как ребенку-сироте
по апелляционной жалобе представителя ФГБОУ ВО "ИрГУПС" Муравьева С.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 12 марта 2018 года, которым постановлено:
"Иск Бурятского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" выплатить Ахметовой М.А,... года рождения, разницу между опекунским пособием, полученным Молчановой Е.В. на содержание Ахметовой М.А. и пособием, которое получено Молчановой Е.А. как ребенку-сироте, при зачислении на полное государственное обеспечение, за период с сентября 2015 г. по декабрь 2015 г. в размере 24 606,91 руб, за период с января 2016 г. по декабрь 2016 г. в размере 48 327,42 руб, за период с января 2017 г. по август 2017 г. в размере 30 035,88 руб, всего 102 970,21 руб.
Взыскать с ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет путей сообщения" государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования "городской округ - г. Улан-Удэ" в сумме 3 259,40 руб.".
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, пояснения прокурора Шунковой Е.Д, доверенность от 16.07.2018г, представителя ФГБОУ ВО Серебренниковой О.И, доверенность от 18.06.2018г, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы письменных возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском в интересах несовершеннолетней Ахметовой М.А, Бурятский транспортный прокурор просил обязать ФГБОУ ВО "ИрГУПС" выплатить Ахметовой М.А. разницу между опекунским пособием, полученным опекуном Молчановой Е.В. на содержание Ахметовой М.А, и пособием, которое положено Ахметовой М.А. как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, при зачислении на полное государственное обеспечение за период с сентября 2015 г. по декабрь 2015 г. в размере 24 606,91 руб.; с января 2016 г. по декабрь 2016 г. в размере 48 327,42 руб.; с января 2017 г. по август 2017 г. в размере 30 035,88 руб, всего 102 970,21 руб..
Исковые требования мотивированы тем, что Ахметова,... года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Опекун Молчанова Е.В. получает ежемесячное пособие на содержание подопечной. С 01.09.2015г. Ахметова обучается в Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта -структурном подразделении Улан-Удэнского института Железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВО "ИрГУПС",однако зачислена на полное государственное обеспечение 01.09.2017 г... Вследствие несвоевременной постановки Ахметовой на государственное обеспечение у ФГБОУ ВО "ИрГУПС" образовалась перед истцом задолженность по социальным выплатам в размере 102970, 21 руб..
В суд первой инстанции истец Ахметова не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще.
Представитель Бурятского транспортного прокурора по доверенности Шункова Е.Д, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБОУ ВО "ИрГУПС" Муравьев С.А. иск не признал, мотивировал тем, что с 01.09.2017 г. Ахметова поставлена на полное государственное обеспечение, хотя такое право у нее возникает только по достижении 18 лет. До 18-летнего возраста несовершеннолетние находятся под опекой опекуна, получающего соответствующие выплаты. Полагал, что в случае удовлетворения иска, разница между опекунским пособием и пособием, предоставляемым при зачислении на полное государственное обеспечение, должна быть взыскана за счет средств федерального бюджета.
Определением суда от 19.02.2018 к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
3-е лицо Федеральное агентство железнодорожного транспорта о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, в судебное заседание не направило представителя.
3-е лицо Министерство транспорта Российской Федерации извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.99-103).
В апелляционной жалобе представитель ФГБОУ ВО "ИрГУПС" в лице представителя по доверенности Муравьева просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом закона, подлежащего применению.
Указывает на то, что судом не было установлено, обращалась ли Ахметова с заявлением о зачислении на государственное обеспечение, было ли ей отказано. Положением о приеме, обучении, воспитании и содержании обучающихся из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, установлен заявительный порядок постановки. На полное государственное обеспечение. Данное Положение не получило правовой оценки суда.
Считают ошибочным вывод суда о том, что истец имеет право на зачисление на полное государственное обеспечение до достижения возраста 18 лет, поскольку в силу абз.2 ст.1 N 159-ФЗ дети-сироты в федеральном законе понимаются как дети, не достигшие еще совершеннолетия в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. После достижения 18 лет такой ребенок-сирота "переходит" в категорию лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. У лиц, получивших статус детей-сирот, право на полное государственное обеспечение возникает по достижении 18 лет.
ФГБОУ ФО "ИрГУПС" не осуществляет выплату сумм по дополнительным социальным гарантиям детям-сиротам.
Выплаты производятся Управлением Федерального казначейства по Иркутской области, функции и полномочия Учредителя Университета осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕОДОР) (л.д.110-114).
Прокурор Шункова просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика Серебренникова на доводах жалобы настаивала.
Истец Ахметова (заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие), представители 3-х лиц Федерального агентства железнодорожного транспорта, Министерства транспорта РФ (ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие), будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте, в судебное заседание не явились, не направили представителей. С учетом положений ч.3, 5 ст. 167 ГПК РФ, ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из абз. 9 ст. 1 Закона N 159-ФЗ следует, что полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12. 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В силу п. 3 ст. 6 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Из системного толкования данных норм права следует, что право на социальное обеспечение имеют дети, оставшиеся без попечения родителей, к которым относится Ахметова.
Анализ вышеизложенных норм права свидетельствует об обязанности образовательного учреждения зачислить детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. При этом законом не предусмотрены какие-либо исключения по зачислению на полное государственное обеспечение для указанной категории лиц, в том числе и заявительный характер. Указанная норма закона является императивной.
Из смысла статей этого Закона следует, что полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с момента возникновения права на их получение, т.е. зачисления в учебное заведение.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ахметова,... г.р, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Мать "... " лишена родительских прав решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11.03.2010, в графе отец - прочерк.
Постановлением Администрации МО "Баргузинский район" от N 513 от 22.07.2010 г. опекуном несовершеннолетней Ахметовой М.А. назначена "... "
Приказом ФГБОУ ВО "ИрГУПС" N 2303-С от 19.08.2015 с 01.09.2015 Ахметова М.А. зачислена в число студентов Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта - структурного подразделения Улан-Удэнского института Железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВО "ИрГУПС".
Ахметова М.А. достигла возраста 18 лет 25.10.2017г..
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ ответчика в установлении Ахметовой полного государственного обеспечения является незаконным, поскольку законом предусмотрена безусловная обязанность образовательного учреждения зачислить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.
Довод апелляционной жалобы относительно ошибочности взыскания с ФГБОУ ВО "ИрГУПС" недополученной суммы полного государственного обеспечения Ахметовой является несостоятельным по следующим основаниям.
Учредителем ФГБОУ ВО "ИрГУПС" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Финансовое обеспечение по исполнению публичных обязательств осуществляется учреждением в пределах бюджетных ассигнований, выделенных учредителем и предусмотренными указанными целями. Размер выплат, порядок доведения средств на финансовое обеспечения исполнения публичных обязательств регулируется Методикой расчета объемов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств образовательными организациями, утвержденной Минобрнауки России 27.12.2016 N ИК-56/18вн.
Согласно пунктам 13.1, 14 указанной Методики, руководителям образовательных организаций предоставляется право производить перераспределение средств из выделенного данной образовательной организации объема средств на исполнение бюджетных обязательств с учетом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся, обучающихся, а также выпускников федеральных государственных образовательных учреждений. В случае высвобождения в течение года средств из объема финансового обеспечения исполнения публичных обязательств, выделенных образовательным организациям в соответствии с Методикой, в том числе в связи с изменениями объема контингента образовательных организаций, Минобрнауки России осуществляет перераспределение средств в соответствии с представленными заявками образовательных организаций на дополнительную потребность в средствах на финансовое обеспечение исполнения публичных обязательств. Пункт 15 предоставляет возможность образовательным учреждениям в срок до 1 октября текущего финансового года направлять уточненные сведения о возможном образовании неиспользованных остатков средств на финансовое обеспечение исполнения публичных обязательств на конец текущего финансового года, а также о дополнительной потребности в указанных средствах.
Учитывая изложенное, суд правильно определиллицо, с которого будет взыскиваться данная сумма, а именно с ответчика ФГБОУ ВО "ИрГУПС". Поскольку выплаты указанных сумм осуществляет учебное заведение, то есть учебное заведение, самостоятельно определяет размер денежных средств и в случае необходимости выплат дополнительных средств, для исполнения обязательств перед детьми, оставшимися без попечения родителей, вправе обратиться с заявкой средств на выделение средств для исполнения публичных обязательств.
Довод жалобы о заявительном характере получения социальных пособий не соответствует законодательству, поскольку приведенные выше нормы права императивные. В обязанности учебного заведения входит исполнение норм федерального закона, соответственно, безосновательна ссылка на то, что Ахметова не обращалась с заявлением о постановке на полное государственное обеспечение.
Указание жалобы об ошибочности вывода суда о том, что истец имеет право на зачисление на полное государственное обеспечение до достижения возраста 18 лет, несостоятельно. В данном случае ответчик ошибочно толкует нормы закона при разграничении понятий "дети-сироты" и дети, оставшиеся без попечения родителей. В соответствии со ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. " дети, оставшиеся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Соответственно у истца, относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителя, что следует из решения суда от 11.03.2010г. о лишении матери родительских прав, право на полное государственное обеспечение возникло с момента зачисления в ФГБОУ ФО "ИрГУПС" с 01.09.2015года..
Иные доводы жалобы не опровергают правильные выводы суда. Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Председательствующий: Васильева С.Д.
Судьи: Круглов В.Г.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.