Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Ивановой В.А,
судей Васильевой С.Д, Дампиловой Ц.В,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой (Михалевой) А.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Гармаевой О.Б. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 07 мая 2018 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, пояснения представителя Министерства соцзащиты населения РБ Казакова А.В, доверенность от 02.07.2018 г, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Кириллова (Михалева) А.В. просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г.Улан-Удэ в срок до 01.06.2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что Кириллова (Михалева) относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем постановлением Администрации МО "Тарбагатайский район" от 12.09.2011 г. N 557 поставлена на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Однако до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
Истец Кириллова (Михалева), будучи извещенной о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В. исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Районный суд постановилуказанное решение (л.д.33-35).
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Гармаева О.Б. просит решение суда отменить, указывая на то, что реализация Кирилловой (Михалевой) права на получение жилья возможна с момента наступления юридически значимых факторов, а именно наступления очереди на получение жилья. Наличие истца в Списке очередников свидетельствует об отсутствии спора и необходимости принятия судебного решения. Кроме того, следует учесть, что Минстрой РБ является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей сирот (л.д.38).
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Казаков на доводах жалобы настаивал, кроме того, просил учесть, что Кириллова (Михалева) состоит на учете в качестве нуждающейся в Тарбагатайском районе, поэтому должна быть обеспечена жилым помещением в Тарбагатайском районе, а не в городе Улан-Удэ.
Истец Кириллова (Михалева), надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась. Руководствуясь ст.167, ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Выслушав представителя Казакова, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит его подлежащим изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ( п.3).
Право Кирилловой (Михалевой) на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", никем не оспаривается.
Учитывая приведенные законоположения, установив, что Кириллова (Михалева) состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 12.09.2011 г, не обеспечена жилым помещением, что свидетельствует о нарушении права на обеспечение жилым помещением, районный суд обоснованно удовлетворил иск, возложив обязанность по предоставлению жилья на Министерство социальной защиты населения РБ как уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда (п.2 Положения).
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, поскольку до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. Приведенные выше нормы права не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка, соответственно, Кириллова (Михалева) вправе требовать судебной защиты, обращаясь с таким иском к Министерству социальной защиты населения РБ.
Вместе с тем находит заслуживающим внимания довод представителя ответчика о том, что истцу должно быть представлено жилое помещение по месту жительства в Тарбагатайском районе, а не в г. Улан-Удэ.
Положение о порядке предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( далее - Положение), утверждено постановлением Правительства Республики Бурятия N 102 от 31 марта 2005 г. в редакции от 27.05.2016г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании пункта 7 указанного Положения предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам осуществляется Министерством по месту их жительства с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения.
Свидетельством о регистрации по месту прибытия подтверждается, что Кириллова (Михалева) зарегистрирована по месту пребывания по адресу: Республика Бурятия, "... "А с 05.04.2016 г. по 02.07.2018 г... Учетное дело истицы находится в Тарбагатайском районе, где она и стоит на регистрационном учете на приобретение льготного жилого помещения согласно Постановлению Администрации МО "Тарбагатайский район" N 557 от 12.09.2011г... Соответственно у суда не было законных оснований для определения г. Улан-Удэ как места предоставления жилого помещения.
В связи с чем из абзаца 2 резолютивной части решения суда исключить указание о том, что истица должна быть обеспечена жилым помещением в г.Улан-Удэ.
Иные доводы жалобы не опровергают правильные выводы суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 07 мая 2018 года изменить, исключив указание о предоставлении жилого помещения Кирилловой (Михалевой) А.В. в г.Улан-Удэ.
В остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова В.А.
Судьи: Васильева С.Д.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.