Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильевой Ирины Юрьевны к государственному инспектору Республики Бурятия по использованию и охране земель Покацкому Павлу Васильевичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании предписания незаконным,
по апелляционной жалобе Васильевой Ирины Юрьевны на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 4 мая 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Соковикова А.Г, представителя Управления Росреестра по РБ Лубсанову О.Д, Покацкого П.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Васильева И.Ю. просила признать незаконным предписание государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель Покацкого П.В. от 28.02.2018 г, вынесенного по результатам плановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, которым на нее возложена обязанность устранить выявленные нарушения путем оформления правоустанавливающих документов на части земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной и муниципальной собственности, собственности иных лиц, либо освобождения названных земельных участков и приведения их в первоначальное состояние в соответствии со сведениями ЕГРН
В обоснование требований указывала, что является собственником земельного участка, расположенного в СНТ "Саянтуй". Границы земельного участка установлены, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости. Проверка проведена с нарушением требований закона. Материалы проверки не содержат достоверных доказательств, подтверждающих нарушение требований земельного законодательства. Государственным инспектором не произведен обмер земельного участка, не определено местоположение характерных точек границ проверяемого земельного участка, акт проверки не содержит необходимых сведений, в том числе о фактически используемой площади земельного участка, предписание не содержит сведений об ориентирах самовольно занятой части земельных участков, подлежащих освобождению, а изложенные в акте проверки обстоятельства свидетельствуют об ошибке, допущенной при внесении сведений в ЕГРН о границах земельного участка либо при межевании земельного участка. Ограждение земельных участков в СНТ "Саянтуй" произведено в соответствии с установленными администрацией точками по плану застройки, фактически используемые земельные участки образуют геометрически правильные улицы. При этом границы смежных земельных участков также не совпадают со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Разрешение споров между собственниками земельных участков не входит в компетенцию государственного инспектора по использованию и охране земель.
В судебном заседании суда первой инстанции Васильева И.Ю, ее представитель Соковиков А.Г. административный иск поддержали.
Представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Логинова Л.Б, государственный инспектор Республики Бурятия по использованию и охране земель Покацкий П.В. административный иск не признали.
Судом дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица - Администрации МО "Тарбагатайский район" и постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Васильева И.Ю. просит отменить решение и удовлетворить административный иск, ссылаясь на отсутствие оснований для проведения плановой проверки и достоверных доказательств нарушения земельного законодательства, несоответствие акта проверки Административному регламенту Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, некорректность предписания, а также нарушение прав и законных интересов, возложение на собственников земельных участков обязанностей, огранивающих свободное распоряжение, пользование и владение своим имуществом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Васильева И.Ю, представитель Администрации МО "Тарбагатайский район", не явились, извещены надлежащим образом. В письменном заявлении Васильева И.Ю. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного истца Соковиков А.Г. продержал доводы жалобы, против удовлетворения которой возражали представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия Лубсанова О.Д, государственный инспектор Республики Бурятия по использованию и охране земель Покацкий П.В.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Васильева И.Ю. на основании постановления "О предоставлении земельных участков в собственность за плату на территории муниципального образования сельское поселение "Саянтуйское" N "... " от 03.07.2009 г, договора купли-продажи N "... " от 08.10.2009 г, заключенного с Администрацией МО "Тарбагатайский район", является собственником земельного участка площадью "... " кв.м. с кадастровым номером "... ", местоположение которого: "... ".
В порядке осуществления государственного земельного надзора на земельном участке с кадастровым номером "... ", принадлежащем Васильевой И.Ю, должностным лицом Управления Росреестра по Республике Бурятия проведена проверка соблюдения земельного законодательства и установлено, что фактическое местоположение границ земельного участка не соответствует сведениям о местоположении границ земельного участка, находящимся в ЕГРН.
Так, земельный участок с кадастровым номером "... " огорожен с расширением: с северо-западной стороны - площадью около 124 кв.м. на часть земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной и муниципальной собственности в кадастровом квартале "... ", с юго-западной стороны - площадью около 288 кв.м. на участок с кадастровым номером "... ", собственником которого является Ц, с юго-западной стороны - площадью около 83 кв.м. на участок с кадастровым номером "... ", собственником которого является Б, при отсутствии выраженной в установленном законом порядке воли собственников (иных управомоченных лиц) указанных земельных участков. Отсутствие у Васильевой И.Ю. правоустанавливающих документов на указанные земельные участки является нарушением ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ.
Оспариваемым предписанием государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Республике Бурятия Покацкого П.В. об устранении нарушения земельного законодательства от 28.02.2018 г. на Васильеву И.Ю. возложена обязанность в срок до 20 июля 2018г. оформить правоустанавливающие документы на часть земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной и муниципальной собственности, кадастровый квартал "... ", площадью около 124 кв.м, часть земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью около 288 кв.м, часть земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью около 83 кв.м, либо освободить указанные земельные участки и привести их в первоначальное состояние в соответствии со сведениями ЕГРН.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска соответствует установленным обстоятельствам дела, имеющимся в деле и дополнительно представленным суду апелляционной инстанции доказательствам.
Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не находит, поскольку вопреки доводами апелляционной жалобы, предписание государственного инспектора Республики Бурятия по использованию и охране земель от 28 февраля 2018 года соответствует требованиям закона и не нарушает прав Васильевой И.Ю.
В соответствии с п.2, пп. "а" п.3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства, в том числе, о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен ст.ст.71, 71.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.5 ст. 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пп1, 4, 5).
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.7).
Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015г. N486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора (далее - Административный регламент), которым установлены порядок проведения проверок и форма предписания.
Как установлено ч.ч.1-3 ст.71.1 Земельного Кодекса РФ, п.п. 37, 38 Административного регламента, плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры и разрабатывается в отношении каждого субъекта Российской Федерации. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решение о проведении плановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении плановой проверки.
При проведении плановой выездной проверки должностные лица осуществляют обмер границ проверяемого земельного участка, определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности), фотосъемку.
По результатам плановой проверки должностным лицом Росреестра (территориального органа), проводящим проверку, составляется акт проверки (п.п.54, 56 Регламента).
Изложенные правовые предписания при проведении проверки в отношении Васильевой нарушены не были.
Из материалов дела следует, что приказом руководителя Управления Росреестра по Республике Бурятия от 31.10.2017 г. N П/662 утвержден ежегодный план проведения проверок в отношении физических лиц Управления Росреестра по Республике Бурятия на 2018 год. В числе граждан, подлежащих плановой проверке, в п.197 приложения к названному приказу числится Васильева И.Ю, объект земельных отношений - земельный участок, имеющий местоположение: "... ". Соответствующая информация размещена на официальном сайте Росреестра rosreestr. ru, что подтверждается скриншотом сайта.
Во исполнение приказа руководителя Управления Росреестра по РБ от 31.10.2017 г. N П/662 заместителем руководителя Управления Росреестра по РБ принято решение о проведении плановой проверки в отношении Васильевой И.Ю. в форме распоряжения о проведении плановой проверки N "... " от 09.01.2018 г. Лицом, уполномоченным на проведение проверки назначен ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Республике Бурятия Покацкий А.В.
Тем самым, плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Васильевой И.Ю. проведена в соответствии с требованиями закона уполномоченным на то органом.
При проведении проверки государственным инспектором по использованию и охране земель произведен обмер границ земельного участка, определено местоположение характерных точек границ проверяемого земельного участка, что подтверждается приложением к акту проверки соблюдения земельного законодательства от 28.02.2018 г. Расчет площади проверяемого объекта произведен с помощью информационного ресурса Геопортал Республики Бурятия, космоснимка 2017 DigitalGlobe, сведений государственного кадастра недвижимости, комплекта спутниковых двухчастотных GPS-приемников Magelan Promark-500 (свидетельство о поверке от 25.04.2017 г. N 1012), фотосъемка Nikon.
В соответствии с ч.7 ст.71 Земельного кодекса РФ, п.п.56, 57 Административного регламента по результатам проверки должностным лицом государственного земельного надзора территориального органа Росреестра составлен акт проверки N 2 от 28.02.2018 г, из которого следует, что по результатам обмера принадлежащего Васильевой И.Ю. земельного участка по фактическому расположению границ проверяемого земельного участка, обозначенных ограждением в виде деревянного забора, установлено расширение ограждения и несоответствие фактического местоположения границ земельного участка содержащимся в ЕГРН сведениям.
Исходя из положений ч.1 ст.25, ч.1 ст.26 Земельного кодекса РФ, устанавливающих, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации, лицо вправе пользоваться земельным участком только при наличии соответствующих прав на земельный участок. При этом такие права должны возникнуть на законных основаниях.
По смыслу п. п. 2, 7 ст. 1, ст. ст. 8, 22,Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка должны соответствовать их фактическому расположению на местности.
Поскольку несоответствие фактических границ проверяемого земельного участка содержащимся в ЕГРН сведениям подтверждено имеющимися в материалах проверки документами, а обязанность использовать земельный участок в соответствии с местоположением границ, определенных в ЕГРН возложена на собственников земельных участков, при отсутствии у Васильевой И.Ю. правоустанавливающих документов на части земельных участков, которые выходят за пределы ее земельного участка, сформированного в соответствии с содержащимися в ЕГРН координатами, государственным инспектором по охране и использованию земель предписание об устранении нарушения земельного законодательства выдано Васильевой И.Ю. правомерно. Вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Росреестра.
Предписание государственного инспектора Республики Бурятия по охране и использованию земель от 28.02.2018 г. не нарушает прав и законных интересов административного истца, направлено на понуждение к устранению допущенных нарушений закона в добровольном порядке, каких-либо не предусмотренных законом прав и обязанностей на административного истца не возлагает.
Исходя из положений ст.227 КАС РФ, устанавливающей, что для удовлетворения требований административного истца об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие решения, действий /бездействия/ нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции установленных ст.310 КАС РФ оснований к отмене решения не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 4 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.