Дата вступления в законную силу - 1 августа 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Пичко С.Н,
с участием Шавлинова С.А, его защитника Бадмаева В.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шавлинова С.А. на постановление судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шавлинова С.А,
установил:
Постановлением судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2018 года Шавлинов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Шавлинов С.А. просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в нарушение установленного Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ трехдневного срока, ответ администрации Кетченеровского СМО на его уведомление о проведении митинга был получен только 31 мая 2018 года, т.е. через 7 дней после подачи уведомления. В уведомлении был указан не только почтовый адрес, но и его номер телефона. Суд не принял во внимание, что глава и сотрудники администрации Кетченеровского СМО имели возможность оповестить его о принятом решении в установленный законом срок. Судом не дана надлежащая оценку тому обстоятельству, что 31 мая 2018 года глава администрации Кетченеровского СМО при встрече не согласовал место проведения митинга, вместо этого поставил условие написать новое уведомление. Кроме того, судья грубо нарушил требование закона о тайне совещательной комнаты.
В судебном заседании Шавлинов С.А, его защитник Бадмаев В.А. доводы жалобы поддержали.
Представитель ОП с м/д п. Кетченеры МО МВД РФ "Сарпинский", надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ установлено, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
8 июня 2018 года инспектором ИАЗ ОП с м/д п. Кетченеры МО МВД РФ "Сарпинский" ФИО1 в отношении Шавлинова С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 2).
Согласно указанному протоколу, 7 июня 2018 года в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 30 минут на территории, прилегающей к столовой Кетченеровского райпо, расположенной по адресу: "Данные изъяты", Шавлинов С.А. организовал и провел публичное мероприятие в форме собрания без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 20.2 КоАП РФ, в нарушение статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
Признавая Шавлинова С.А. виновным в совершении правонарушения и назначая административное наказание, судья указал в постановлении на то, что Шавлинов С.А, не получив разрешения на проведение собрания, в нарушение требований части 1 статьи 7, части 1 статьи 10 Федерального закона от 19.06.2004 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", провел 7 июня 2018 года публичное массовое мероприятие на территории, прилегающей к столовой Кетченеровского РайПО, то есть в месте, не утвержденном в установленном порядке для проведения таких мероприятий.
С таким решением судьи согласиться нельзя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пункты 1, 3 части 4 статьи 5 которого возлагают на организатора публичного мероприятия обязанности по подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, и по обеспечению соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Изложенным обязанностям организатора публичного мероприятия корреспондируют обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Кроме того, в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 3 статьи 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (статья 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (статья 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" обращено внимание судов на недопустимость доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях по истечении трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - по истечении дня его получения) (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). Продления данного срока в случае, когда один из дней данного срока приходится на нерабочий день, Законом о публичных мероприятиях не предусмотрено.
В связи с этим органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание названных документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом.
Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.
Как следует из материалов дела, 24 мая 2018 года главе Кетченеровского СМО подано письменное уведомление от "Данные изъяты" Шавлинова С.А. о том, что 7 июня 2018 года с 10 часов 30 минут до 12 часов им будет проведено публичное мероприятие в поддержку выдвинутого Кетченеровским отделением КПРФ кандидата на должность главы администрации Кетченеровского РМО. Форма публичного мероприятия - собрание. Место проведения собрания - "Данные изъяты", территория, прилегающая к столовой райпо. Предполагаемое количество участников 200-300 человек. Будет применена звукоусиливающая аппаратура. Организатором собрания является Шавлинов С.А. Заявителем указан адрес регистрации по месту жительства: "Данные изъяты" и контактный телефон (л.д. 17).
Письмом от 25 мая 2018 года исх. N 236 глава Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи) сообщил Шавлинову С.А. о том, что уведомление не может быть удовлетворено, место проведения публичного мероприятия не соответствует местам, определенным постановлением врио главы Кетченеровского СМО Республики Калмыкия от 8 ноября 2017 года N 40 "Об утверждении мест для проведения публичных массовых мероприятий" на территории Кетченеровского СМО и предлагает его изменить (л.д. 18).
Указанное письмо было направлено Шавлинову С.А. по месту его жительства посредством почтовой связи 25 мая 2018 года и вручено ему 31 мая 2018 года (л.д. 20, 54).
Таким образом, по делу установлено, что Шавлинов С.А, как организатор публичного мероприятия, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" своевременно подал главе Кетченеровского СМО письменное уведомление о проведении публичного мероприятия. Ответ главы Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия об изменении места проведения публичного мероприятия до сведения его организатора Шавлинова С.А, в нарушение требований закона, был доведен по истечении трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Органом публичной власти, при наличии в уведомлении о проведении публичного мероприятия номера телефона его организатора, не были использованы все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в предусмотренный законом срок содержание ответа от 25 мая 2018 года до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом.
Доказательств того, что Шавлинов С.А. сознательно уклонялся от получения направленной административным органом в его адрес корреспонденции, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения норм права, правовые позиции Конституционного Суда РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, проведенное Шавлиновым С.А. публичное мероприятие следует расценивать как согласованное с органом местного самоуправления. Нарушений установленного законом порядка организации и проведения указанного мероприятия со стороны организатора Шавлинова С.А. по делу не усматривается.
Ввиду изложенного, в действиях Шавлинова С.А. отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы о наличии в совершенном Шавлиновым С.А. деянии состава названного выше административного правонарушения являются необоснованными, в связи с чем, постановление судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2018 года подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Шавлинова С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
решил:
Постановление судьи Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 29 июня 2018 года, вынесенное в отношении Шавлинова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Шавлинова С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.