Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Басангова И.В.
судей
Андреевой А.В.
Шихановой О.Г.
при секретаре
Пичко С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавкишевой З.Б. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Церенову В.Б. о признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка
по частной жалобе кадастрового инженера Павличева В.С. на частное определение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Басангова И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 января 2018 года (с учетом определения Элистинского городского суда от 26 июня 2018 года об исправлении описки) частично удовлетворены исковые требования Кавкишевой З.Б.
Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15 июня 2017 года N 253/2017-д/а, заключенный между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Цереновым В.Б.
Исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах и местоположении земельного участка с кадастровым номером ХХХ:173.
Внесены в государственный кадастр недвижимости изменения в отношении принадлежащего Кавкишевой З.Б. на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка с кадастровым номером ХХХ:172, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. ХХХ, ХХ, с установлением его местоположения и характерных точек границ в координатах, указанных в межевом плане от 11 августа 2017 года, составленном по результатам кадастровых работ кадастровым инженером М.Г.Г.
В остальной части иска отказано.
По результатам рассмотрения дела вынесено частное определение, в котором обращено внимание Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на допущенные кадастровым инженером Павличевым В.С. нарушения законодательства, выявленные при рассмотрении данного гражданского дела.
Возложена обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в течение месяца со дня получения частного определения сообщить о принятых мерах.
В частной жалобе кадастровый инженер Павличев В.С. просит частное определение отменить. Считает, что оснований для отказа от выполнения кадастровые работы у него не было, поскольку предоставленные Цереновым В.Б. документы недостоверных сведений не содержали; местоположение границ земельного участка с Кавкишевой З.Б. не согласовывалось, поскольку данная процедура проводится только с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащий ей земельный участок смежным не является; для составления межевого плана заказчик Церенов В.Б. предоставил ему схему расположения земельного участка, утвержденную распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 6 октября 2016 года N 2228-р, оснований не доверять ее содержанию у него не было; в составленном им межевом плане отсутствовали координаты точек границ земельного участка Кавкишевой З.Б, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости на момент проведения кадастровых работ такие данные отсутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия находит частное определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предоставленный Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в аренду Церенову В.Б. земельный участок с кадастровым номером ХХХ:173, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, в ХХХ метрах севернее дома ХХХ, по переулку ХХХ, был образован из ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером ХХХ:172, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. ХХХ, дом ХХ, который принадлежит Кавкишевой З.Б. на праве пожизненного наследуемого владения.
Суд первой инстанции при вынесении частного определения исходил из того, что кадастровый инженер Павличев В.С. в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" обязан был отказаться от выполнения кадастровых работ, поскольку предоставленные заказчиком Цереновым В.Б. документы содержали недостоверные сведения об адресном ориентире земельного участка; кадастровым инженером в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 39 названного Федерального закона с Кавкишевой З.Б, обладающей земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, не проведено согласование местоположения границ земельного участка; в межевом плане Павличева В.С. не приведено описание закрепления точек границ земельного участка Кавкишевой З.Б, в схеме расположения земельного участка не приведено изображение границы ранее учтенного земельного участка Кавкишевой З.Б. При этом суд пришел к выводу, что допущенные кадастровым инженером Павличевым В.С. нарушения законодательства повлекли нарушение права пожизненного наследуемого владения Кавкишевой З.Б. на земельный участок.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия считает, что с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Из приведенной нормы следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела исходя из того, что гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года N 65, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим от имени Республики Калмыкия правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 6 октября 2016 года N 2228-р (с учетом внесенных распоряжением от 7 марта 2017 года N 452-р изменений) Церенову В.Б. в аренду был предоставлен земельный участок из категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресному ориентиру: Российская Федерация, Республика Калмыкия, г. Элиста, в ХХ метрах севернее дома ХХ, по переулку ХХХ; заявителю рекомендовано выполнить кадастровые работы в отношении данного земельного участка.
Во исполнение указанного распоряжения Церенов В.Б. заключил с кадастровым инженером Павличевым В.С. договор на выполнение кадастровых работ.
Для составления межевого плана Церенов В.Б. предоставил кадастровому инженеру Павличеву В.С. кадастровый план территории от 15 июля 2016 года, распоряжение Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 6 октября 2016 года N 2228-р, а также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденную Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в соответствии с вышеприведенными правовыми положениями и в пределах предоставленной данному Министерству компетенции.
В связи с этим у кадастрового инженера Павличева В.С. не имелось предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" оснований для отказа от выполнения кадастровых работ.
В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Однако кадастровый инженер Павличев В.С. с Кавкишевой З.Б. согласование местоположения границ земельного участка не проводил, поскольку она не является обладателем смежных (соседних) земельных участков - дом ХХ и дом ХХ по ул. ХХХ.
Соответственно, вывод суда о том, что кадастровый инженер Павличев В.С. в нарушение требований вышеназванной нормы Федерального закона "О кадастровой деятельности" не согласовал с Кавкишевой З.Б. местоположение границ земельного участка (который принадлежит ей на праве пожизненного наследуемого владения), является неправильным.
Согласно пункту 44 Требований к подготовке к межевому плану, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921, описание закрепления точки в разделах текстовой части межевого плана указывается в отношении новых точек границ земельных участков (частей земельных участков), а так же существующих точек границ земельных участков (частей земельных участков), местоположение которых уточнено в результате кадастровых работ, в случае если такие точки закреплены долговременными объектами (например, бетонный пилон).
Данных о том, что на момент составления кадастровым инженером Павличевым В.С. межевого плана от 16 марта 2017 года точки границ земельного участка Кавкишевой З.Б. существовали, материалы дела не содержат.
Напротив, судом установлено, что точки границ земельного участка Кавкишевой З.Б. были определены кадастровым инженером М.Г.Г. при составлении межевого плана от 11 августа 2017 года, то есть после выполнения Павличевым В.С. кадастровых работ.
Таким образом, со стороны кадастрового инженера Павличева В.С. нарушений действующего законодательства при составлении межевого плана от 16 марта 2017 года допущено не было, следовательно, предусмотренные частью 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для вынесения в адрес кадастрового инженера Павличева В.С. частного определения отсутствовали.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В силу части 2 статьи 29.2 Федерального закона "О кадастровой деятельности" контроль за соблюдением кадастровыми инженерами требований законодательства в области кадастровых отношений осуществляется саморегулируемой организацией кадастровых инженеров.
Как следует из материалов дела, кадастровый инженер Павличев В.С. является членом саморегулируемой организации "Кадастровые инженеры юга", с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в трудовых отношениях не состоит.
Следовательно, у суда не имелось оснований для направления частного определения в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия для принятия мер в отношении кадастрового инженера Павличева В.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 334 и 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
частное определение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 января 2018 года отменить.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи А.В. Андреева
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.