Дата вступления в законную силу - 3 августа 2018 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кутлановой Л.М,
при секретаре Манжиковой А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИСК" об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания в размере рыночной стоимости
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИСК" обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником земельного участка категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером "Данные изъяты" общей площадью "Данные изъяты" кв.м. и расположенного на нем здания магазина нежилого назначения с кадастровым номером "Данные изъяты", общей площадью "Данные изъяты" кв.м, расположенных по адресу: "Данные изъяты". Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, по состоянию на 1 июня 2012 года кадастровая стоимость земельного участка определена в размере "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копеек. Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр "Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия" утверждены результаты государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости, по состоянию на 5 июня 2018 года кадастровая стоимость магазина определена в размере "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копейки. Считая кадастровую стоимость земельного участка и здания магазина завышенной, общество с ограниченной ответственностью обратилось к независимому оценщику ФИО1 с целью определения рыночной стоимости земельного участка и здания магазина. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельного участка составляет "Данные изъяты" руб. по состоянию на 1 июня 2012 года, а стоимость здания магазина "Данные изъяты" рублей по состоянию на 12 января 2017 года. Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 11 мая 2018 года заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости были отклонены.
Завышенный размер кадастровой по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы как по земельной налогу, так и по налогу на имущество организаций. Тем самым нарушаются права истца как собственника объектов недвижимого имущества и налогоплательщика. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка категория - земли населенных пунктов - объекты складского назначения, общей площадью "Данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты"в размере "Данные изъяты" рублей по состоянию на 1 июня 2012 года и расположенного на нем здания магазина назначение нежилое, общей площадью "Данные изъяты"кв.м, с кадастровым номером "Данные изъяты"в размере "Данные изъяты" рублей по состоянию на 12 января 2017 года, расположенных по адресу: "Данные изъяты".
В судебном заседании представитель административного истца ООО "ИСК" Глебов С.М. заявленные требования поддержал.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Калмыкия, Администрации Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 Налогового кодекса РФ).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия.
Согласно статье 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Калмыкия.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости пунктом 2 части 1 ст. 248 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривается, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "ИСК" является собственником земельного участка категории "земли населенных пунктов" (вид разрешенного использования - объекты складского назначения различного профиля) с кадастровым номером "Данные изъяты" площадью "Данные изъяты" кв.м, по адресу: "Данные изъяты", и нежилого здания торгово-производственного комплекса с кадастровым номером "Данные изъяты" площадью "Данные изъяты" кв.м. по адресу"Данные изъяты".
Административный истец, являясь плательщиком земельного налога и налога на имущество организаций, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка и здания торгово-производственного комплекса в соответствие с их рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518, составляет "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копеек, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 июня 2018 года. Дата определения кадастровой стоимости - 1 июня 2012 г. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 13 декабря 2013 года.
Кадастровая стоимость спорного здания, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр, составляет "Данные изъяты" рублей "Данные изъяты" копейки, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 июня 2018 года. Дата утверждения кадастровой стоимости - 12 января 2017 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 12 января 2017 года.
Не согласившись с размерами установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для определения рыночной стоимости земельного участка и здания. Согласно отчёту N Н-34 от 7 марта 2018 года, составленному независимым оценщиком ФИО1 (включен в реестр оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 года под регистрационным N "Данные изъяты", свидетельство N "Данные изъяты" от 25 мая 2017 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" по состоянию на 1 июня 2012 года составляет "Данные изъяты" рублей. Согласно отчёту N Н-37 от 12 марта 2018 года, составленному независимым оценщиком ФИО1 (включен в реестр оценщиков Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 года под регистрационным N "Данные изъяты", свидетельство N "Данные изъяты" от 25 мая 2017 года), рыночная стоимость здания (нежилое здание, здание торгово-производственного комплекса) с кадастровым номером "Данные изъяты" по состоянию на 12 января 2017 года составляет "Данные изъяты" рублей.
Вышеуказанные отчеты об оценке земельного участка и здания представлены истцом 13 апреля 2018 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, от 25 октября 2012 года N П/473 в Республике Калмыкия.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 11 мая 2018 года заявления ООО "ИСК" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и здания в размере рыночной стоимости, установленной в отчетах об оценке, отклонены.
В силу абз. 38 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 11 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Изучив отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что представленные административным истцом отчёты являются достоверными, в целом соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст.24.19 упомянутого Федерального закона.
Представленные в обоснование требований отчёты NN Н-34, Н-37 от 7 и 12 марта 2018 года подготовлены независимым оценщиком ФИО1, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Отчёты об оценке содержат описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. При этом в отчетах приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объектов оценки. Кроме того, в отчетах приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости земельного участка не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размеры рыночной стоимости, указанные в отчетах NN Н-34, Н-37 от 7 и 12 марта 2018 года об определении рыночной стоимости земельного участка и здания, и считает необходимым удовлетворить требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания равной этим размерам.
Согласно положениям абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Принимая во внимание, что ООО "ИСК" обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия 13 апреля 2018 года, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать эту дату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ИСК" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером "Данные изъяты" площадью "Данные изъяты"кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости - "Данные изъяты" ("Данные изъяты") руб. по состоянию на 1 июня 2012 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 апреля 2018 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания торгово-производственного комплекса с кадастровым номером "Данные изъяты" площадью "Данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости - "Данные изъяты" рублей ("Данные изъяты") рублей по состоянию на 12 января 2017 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 апреля 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.