Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А,
судей Сафроновой Л.И, Георгиновой Н.А,
при секретаре Нешитой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N4 по Орловской области к Чаркину Юрию Алексеевичу о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени
по апелляционной жалобе Чаркина Юрия Алексеевича на решение Болховского районного суда Орловской области от 1 июня 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И, возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N4 по Орловской области по доверенности Клычковой Д.Э, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N4 по Орловской области (далее по тексту - МРИ ФНС России N4 по Орловской области) обратился в суд с административным иском к Чаркину Ю.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.
В обоснование заявленных требований указывал, что Чаркин Ю.А. является собственником объекта - здание, строение, сооружение, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, а также транспортных средств: "... ", государственный регистрационный знак "... ", "... ", государственный регистрационный знак "... ", "... ", государственный регистрационный знак "... ", и в силу налогового законодательства обязан своевременно уплачивать налог на имущество физических лиц и транспортный налог.
В связи с неисполнением Чаркиным Ю.А. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г, а также транспортного налога за 2013 г, 2014 г. и 2015 г, налоговая инспекция направила в его адрес налоговые уведомления, в которых указала на необходимость уплаты налогов в установленные сроки.
Поскольку Чаркин Ю.А. в установленные законом сроки не уплатил налоги по налоговому уведомлению, направленному в его адрес 21 октября 2016 г. по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015 г, а также налоговому уведомлению, направленному ему 31 декабря 2016 г. об уплате транспортного налога за 2013 г. и 2014 г, то налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате недоимки в срок до "дата"
Ссылаясь на неисполнение требований об уплате недоимки и отмену судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам, МРИ ФНС России N4 по Орловской области обратилась в районный суд за принудительным взысканием задолженности, и просила взыскать с Чаркина Ю.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме "... " руб, задолженность по транспортному налогу за 2015 г. в сумме "... " руб, пени, начисленные на эту задолженность, в размере "... " руб, задолженность по транспортному налогу за 2013 г, 2014 г. в сумме "... " руб, а всего "... " руб.
В суд первой инстанции представитель налоговой инспекции не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Чаркин Ю.А. признал административные исковые требования в части взыскания с него задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г, в удовлетворении остальных требований просил отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Чаркин Ю.А. выражает несогласие с решением суда в части взыскания с него транспортного налога и пени, просит его отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что суд первой инстанции необоснованно не учел тех обстоятельств, что транспортными средствами он не пользовался, трактор просто стоял, а автомобили "... " и "... " в "дата" году были проданы судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству.
Относительно доводов апелляционной жалобы налоговой инспекцией принесены возражения.
Административный ответчик Чаркин Ю.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем, судебной коллегией постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
На основании статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
Согласно пункту 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
По статье 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с главой 28 НК РФ на территории Орловской области установлен и введен в действие транспортный налог. Законом Орловской области от 26.11.2002 N 289-ОЗ "О транспортном налоге" определены ставки налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками.
Как указано в пункте 3 статьи 363 НК РФ, статье 4 Закона Орловской области "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 Кодекса пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Положениями пункта 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Положениями пункта 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (п.2 ст.286 КАС РФ).
Статьей 409 НК РФ, регламентирующей порядок и сроки уплаты налога на имущество физических лиц, установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как видно из материалов дела и установлено судом, основанием для обращения административного истца с требованием о взыскании недоимки послужило неисполнение Чаркиным Ю.А, владевшим объектом недвижимости - здание, строение, сооружение, расположенным по адресу: "адрес", кадастровый номер N, а также имевшим в собственности транспортные средства: "... ", "... ", "... ", обязанности по уплате в установленный законом срок налога на имущество физических лиц, транспортного налога и пени.
Материалами дела подтверждается, что в адрес Чаркина Ю.А. в установленном законом порядке 21 октября 2016 г. направлялось налоговое уведомление N с указанием на необходимость уплаты в срок до 1 декабря 2016 г. транспортного налога за 2015 г. в размере "... " руб, а также налога на имущество физических лиц за 2015 г. в сумме "... " руб.
Налоговое уведомление N от 30 декабря 2016 года об уплате транспортного налога за 2013 г, 2014 г. в размере "... " руб. было направлено административным истцом Чаркину Ю.А. 31 декабря 2016 г. с указанием на необходимость уплаты налога в срок до 5 декабря 2016 г. (л.д.13,14).
29 марта 2017 года налоговым органом Чаркину Ю.А. направлено требование N по состоянию на 27 февраля 2017 г. об уплате налога и пени, установлен срок исполнения до 7 апреля 2017 г. для уплаты налога на имущество физических лиц в размере "... " руб, транспортного налога за 2015 г. в размере "... " руб. и пени в размере "... " руб, транспортного налога за 2013 г, 2014 г. в размере "... " руб. (л.д.15,16).
На основании судебного приказа N N от 14 сентября 2017 года, вынесенного мировым судьей судебного участка Болховского района Орловской области, с Чаркина Ю.А. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме "... " руб. и пени, начисленные на эту задолженность, в размере "... " руб, а также задолженность по транспортному налогу "... " руб. и пени, начисленные на эту задолженность, за 2014 г, 2015 г. в сумме "... " руб, который был отменен по заявлению Чаркина Ю.А. 4 октября 2017 года.
С административным иском МРИ ФНС России N4 по Орловской области обратилась в районный суд 4 апреля 2018 года.
Удовлетворяя требования МРИ ФНС России N4 по Орловской области, суд исходил из того, что налоговой инспекцией представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у налогоплательщика Чаркина Ю.А. задолженности по обязательным платежам, требования об уплате взыскиваемых денежных сумм им в добровольном порядке не исполнены, а федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Чаркина Ю.А. задолженности по транспортному налогу за 2015 г. в размере "... " рублей, задолженности по транспортному налогу за 2013 г, 2014 г. в размере "... ". и пени в размере "... " руб, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере "... " руб.
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с Чаркина Ю.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере "... " рублей, задолженности по транспортному налогу за 2015 г. в размере "... " рублей, задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в размере "... " руб, взыскании пени за 2014 и 2015 годы, поскольку эти выводы основаны на установленных обстоятельствах и правильном толковании выше приведенных законоположений.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что состоявшееся по делу решение подлежит отмене в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2013 год: за автомашину "... " в сумме "... " рублей, "... "- "... " рублей, "... "- "... " рублей, а всего в размере "... " руб. и пени за несвоевременную уплату этого налога за период с "дата" по "дата" в сумме "... " копеек, по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу 29 декабря 2017 г, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что к моменту принятия судом решения указанный выше Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ, улучшающий положение налогоплательщика вступил в силу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для взыскания с Чаркина Ю.А. недоимки по транспортному налогу и пени за 2013 г, поскольку на основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
Не оспаривается, что предъявленная ко взысканию с Чаркина Ю.А. недоимка по транспортному налогу за 2013 год имела место по состоянию на 1 января 2015 года, в связи с чем в силу закона она признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию налоговым органом, который, с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке, так как решение о списании этой недоимки налоговым органом принимается без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от "дата" N 436-ФЗ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Доказательств, своевременности направления административным истцом Чаркину Ю.А. налогового уведомления об уплате транспортного налога за 2013 год ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Довод представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N4 по Орловской области по доверенности Клычковой Д.Э, о том, что уведомление по транспортному налогу за 2013 год не было направлено Чаркину Ю.А. в 2014 году, поскольку сведения о транспортных средствах, зарегистрированных на него, поступили в МРИ ФНС России N4 по Орловской области позднее, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку несоблюдение регистрирующим и налоговым органами, возложенных на них законом обязанностей, не должно нести негативных последствий для налогоплательщика.
Таким образом, требования МРИ ФНС России N4 по Орловской области о взыскании с Чаркина Ю.А. задолженности по транспортному налогу за 2013 г. в размере "... " руб. и пени в размере "... " копейки не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в части взыскания транспортного налога и пени за 2013 год подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в настоящее время оснований для взыскания с Чаркина Ю.А. суммы задолженности за 2013 год не имеется (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Кроме того, исходя из пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства с учетом разъяснений, изложенных в абзаце первом пункта 40 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", абзаца девятого пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, судебная коллегия считает, что с Чаркина Ю.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1237 рублей 81копеек в доход бюджета муниципального образования " Болховский район", а не в федеральный бюджет, как ошибочно указал суд.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания недоимки и пени за 2014,2015 годы, решение суда в этой части постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, обстоятельств, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что он не является собственником транспортных средств "... " и "... " ввиду его реализации по договору купли-продажи, является несостоятельным и не может быть принят во внимание.
В соответствии со ст.362 НК РФ основанием для прекращения исчисления суммы налога за транспортное средство является снятие его с регистрации (для автотранспортного средства - снятие с учета в ГИБДД) при этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается при исчислении налога за полный месяц. Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.
По сведениям МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области от 20 апреля 2018 г. транспортное средство "... ", государственный регистрационный знак "... ", транспортное средство "... ", государственный регистрационный знак "... " по настоящее время зарегистрированы на имя Чаркина Ю.А, поэтому именно на нем лежит обязанность уплаты транспортного налога.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части взыскания указанной задолженности по транспортному налогу за 2015 г. в размере "... " рублей и пени в размере "... " копеек ( "... ".- "... " коп), задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в размере "... ", является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Болховского районного суда Орловской области от 1 июня 2018 года отменить в части удовлетворения требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N4 по Орловской области к Чаркину Юрию Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени за 2013 год.
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N4 по Орловской области к Чаркину Юрию Алексеевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2013 год в размере "... " руб. и пени в размере "... " копейки отказать.
Взыскать с Чаркина Юрия Алексеевича, проживающего по адресу: "адрес", госпошлину в размере "... " копейки в доход муниципального образования "Болховский район", исключив из резолютивной части решения указание на взыскание госпошлины в размере "... " копеек в доход федерального бюджета.
В остальной части решение Болховского районного суда Орловской области от 1 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чаркина Юрия Алексеевича без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.