Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 августа 2018 г. по делу N 33а-887/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И,
судей
Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения) - Наволока И.А. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 4 мая 2018 г, которым удовлетворены заявленные майором юстиции Маденовым Алексеем Алексеевичем требования об оспаривании действий заместителя начальника управления жилищного обеспечения, связанных с исключением истца из списков нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Василенко И.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя начальника управления жилищного обеспечения - Наволоки И.А. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
Маденов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 28 марта 2017 г. N ЮРУЖО-03/176-17 об исключении его с членами семьи из списков нуждающихся в служебных жилых помещениях и обязать это должностное лицо его отменить.
Гарнизонным военным судом административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления жилищного обеспечения просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по административному делу.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения части 2 ст. 194 КАС РФ, указывает, что на дату принятия судом решения по настоящему делу решение заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 28 марта 2017 г. N ЮРУЖО-03/176-17 об исключении Маденова А.А. и членов его семьи из списков нуждающихся в служебных жилых помещениях было отменено. Поскольку оспариваемое решение жилищного органа перестало затрагивать права, свободы и законные интересы истца суду первой инстанции следовало прекратить производство по административному делу. Однако данное обстоятельство оставлено судом первой инстанции без внимания, что привело к ошибочному выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст. 39 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и этим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному указанным Федеральным законом или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В силу части 1 ст. 40 того же Федерального закона на военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета распространяется законодательство Российской Федерации, устанавливающее правовые и социальные гарантии для военнослужащих, порядок их пенсионного обеспечения, медицинского и иного обеспечения с учетом особенностей, установленных этим Федеральным законом.
Вместе с тем в части 1 ст. 36 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145- ФЗ установлено, что численность военнослужащих и гражданского персонала военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с 1 января 2017 г. исключается из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и включается в штатную численность следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 вышеуказанной статьи Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до 1 января 2017 г. завершается исполнение возникших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями.
Согласно подпункту "г" пункта 7 ст. 29 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ ст. 40 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ дополнена частью 8 (в редакции, действовавшей до 11 января 2018 г.), в которой было установлено, что обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенностей, установленных частью 23 ст. 35 этого Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету. Ведение учета военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 года, осуществляется Следственным комитетом.
В части 1 ст. 37 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ указано, что данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "г" пункта 7 ст. 29 (о дополнении частью 8 ст. 40 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ), который согласно части 2 этой статьи вступил в силу с 1 января 2017 г.
Как видно из материалов дела, Маденов А.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы в 2006 году и проходит военную службу на воинской должности следователя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Новочеркасскому гарнизону.
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от 9 декабря 2016 г. N ЮРУЖО-03/2877-16 Маденов А.А. и члены его семьи с 12 октября 2016 г. включены в списки нуждающихся в служебных жилых помещениях в г. Новочеркасске.
Однако решением того же должностного лица от 28 марта 2017 г. N ЮРУЖО-03/176-17 Маденов А.А. и члены его семьи исключены из данного списка, о чем истцу направлено соответствующее уведомление.
В письме заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 194/12/31756нс, направленном начальникам региональных управлений жилищного обеспечения, указано, что поскольку в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ с 1 января 2017 г. военнослужащие и гражданский персонал органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета включаются в штатную численность органов прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации, все военнослужащие указанных органов исполнительной власти с 1 января 2017 г. подлежат исключению из списков нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, а также в улучшении жилищных условий.
Между тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности части 5 ст. 36 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" в связи с запросом Северо-Кавказского окружного военного суда" (далее - Постановление) вышеуказанная норма закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данная норма в силу неопределенности своего нормативного содержания не дает однозначного ответа на вопрос, какой именно государственный орган - федеральный орган исполнительной власти, федеральный государственный орган - обязан обеспечить служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, принятых на учет для предоставления служебных жилых помещений до 1 января 2017 г.
В том же Постановлении указано, что впредь до внесения в федеральное законодательство, регулирующее вопросы обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, изменений, вытекающих из этого Постановления, те из них, кто был принят на учет для предоставления служебных жилых помещений до 1 января 2017 г, не могут быть сняты с такого учета, а если имело место явное и необоснованное превышение срока предоставления военнослужащему служебного жилья - по решению суда обеспечиваются служебными жилыми помещениями тем федеральным органом исполнительной власти, в котором они были поставлены на жилищный учет.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд правомерно удовлетворил заявленные истцом требования о признании незаконным оспоренного решения жилищного органа и его отмене.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение заместителя начальника управления жилищного обеспечения отменено, ответчиком в суд первой инстанции представлено не было. Следовательно, вопреки доводам автора жалобы, оснований для прекращения в соответствии с частью 2 ст. 194 КАС РФ производства по делу не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 4 мая 2018 г. по административному исковому заявлению Маденова Алексея Алексеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.