СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Пунегова П.Ф. и Слободянюк Т.А,
при секретаре Калинкович И.С,
с участием прокурора Чершкуте Я.В,
рассмотрела в судебном заседании 12 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе АО "Тепловая сервисная компания" на решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому
на АО "Тепловая сервисная компания" возложена обязанность в срок до "Дата обезличена" совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов, расположенные по адресам:
...
на АО "Тепловая сервисная компания" возложена обязанность в срок до "Дата обезличена" совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных по адресам:...
с АО "Тепловая сервисная компания" в доход бюджета муниципального района "Печора" взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н, объяснения прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к АО "Тепловая сервисная компания" о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2018 г. совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов, расположенных по адресам:.., а также просил обязать АО "Тепловая сервисная компания" в срок до 1 сентября 2018 г. совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения многоквартирные дома, расположенные по адресам:...
Суд постановилприведенное решение, оспоренное ответчиком, как не отвечающее нормам материального и процессуального права и вынесенное без учета всех обстоятельств по делу.
В суд апелляционной инстанции АО "Тепловая сервисная компания" своего представителя не направил.
Прокурор просил жалобу АО "Тепловая сервисная компания" отклонить.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, в ходе проведения Печорской межрайонной прокуратурой проверки законодательства в сфере энергосбережения домов, получающих тепловую энергию и (или) горячее водоснабжение от АО "Тепловая сервисная компания", было установлено, что в нарушение требований законодательства в сфере энергосбережения дома, расположенные по адресам, указанным в исковом заявлении, не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующих ресурсов, что нарушает императивные требования, установленные частями 1 и 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Из анализа положений части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что после 1 июля 2013 г. обязанность по непосредственной установке приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на рессурсоснабжающую организацию.
Частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после 1 июля 2013 г. должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета. При этом действия каждого из ответчиков должны быть согласованы и направлены на достижение единого результата, а именно оснащение соответствующих многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения и тепловой энергии.
Как установилсуд, АО "Тепловая Сервисная Компания" является управляющей организацией, оказывает услуги по содержанию общедомового имущества и является ресурсоснабжающей организацией (поставляет тепловую энергию и горячую воду) для многоквартирных домов по адресам:...
АО "Тепловая Сервисная Компания" выступает ресурсоснабжающей организацией и поставляет тепловую энергию и горячую воду для многоквартирных домов по адресам:... ", находящихся в управлении иных лиц.
Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные обстоятельства дела, а также учитывая, что в многоквартирных домах, по указанным адресам имеется техническая возможность по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, суд первой инстанции счел требования прокурора законными и обоснованными, ввиду чего удовлетворил их.
Определяя объем ответственности ответчика по отношению к каждому из объектов, суд исходил из характера и объема его обязанностей согласно условиям заключенных договоров и учел, что как управляющая компания АО "Тепловая Сервисная Компания" обязана обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствующих многоквартирных домах, а как рессурсоснабжающая организация - совершить действия по оснащению соответствующих многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Доводы жалобы правильности выводов суда не опровергают.
В Федеральном законе N 261-ФЗ предусмотрены виды мероприятий по повышению эффективности энергосбережения, которые должны быть проведены участниками рынка услуг, сроки их проведения и ответственные лица за их проведение.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие и управляющие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
По настоящему делу суд установил, что указанные прокурором в исковом заявлении многоквартирные жилые дома общедомовыми приборами учета энергии не оснащены, и в настоящее время в силу принятых на себя договорных обязательств и оказываемых жильцам, проживающим в данных МКД услуг именно ответчик относится к лицам, ответственным за оснащение обслуживаемых объектов приборами учета потребляемой энергии.
Из круга лиц, в отношении которых должна быть введена организация учета потребляемой электроэнергии посредством использования коллективного счетчика, законодатель исключил наряду с некоторыми другими категориями потребителей, жильцов аварийных домов и домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г. (предл. 5 части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Как указано в апелляционной жалобе, Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2018 г. N 148 часть жилых домов, по которым прокурором были заявленные исковые требования в рамках настоящего гражданского дела, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы.
Доводы жалобы о неправомерном вынесении в отношении таких жилых домов решении о возложении на ответчика обязанности по оснащению их общедомовыми приборами учета судебная коллегия отклоняет, поскольку не усматривает в них оснований для суждения о несоответствии вынесенного судебного акта положениям части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в домах, признанных нуждающимися в капитальном ремонте после 1 июля 2013 г. Доказательств того, что ухудшение эксплуатационных характеристик соответствующих зданий и инженерных систем, послуживших основанием для признания этих объектов в установленном порядке подлежащими капитальному ремонту по Программе в 2015-2044 годы, приводит к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета и исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах в дело не представлено.
Тем самым вывод суда о наличии технической возможности по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в соответствующих домах апеллянтом не опровергнут.
Поскольку по доводам жалобы правовых оснований для отмены оспариваемого решения не имеется, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 11 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Тепловая сервисная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.