СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А,
судей Захваткина И.В, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июля 2018 года дело по апелляционной жалобе Титаренко А.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2018 года, по которому с учетом определения об исправлении описки,
Титаренко А.И. в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения РК, ГУ "Республиканская станция переливания крови" о взыскании сумм, невыплаченных при увольнении, компенсации морального вреда - отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В, объяснения истца Титаренко А.И, представителя ответчика ГУ "РСПК" Пиягина А.А, судебная коллегия
установила:
Титаренко А.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании сумм, невыплаченных при увольнении, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указал, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности... ГУ "РСПК". Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми N 322-к от 04.08.2017 трудовой договор расторгнут в связи с выходом на пенсию. После увольнения истец обратился в адрес ГУ "РСПК" с заявлением о выплате материальной помощи в размере пяти должностных окладов, которая предусмотрена Приказом Минздрава РК от 12.12.2013 N 12/589. Министерством здравоохранения Республики Коми в указанной выплате отказано. Действиями работодателя истцу причинен моральный вред, который он оценивает в 30 000 руб.
Определением суда от 04.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ГУ "Республиканская станция переливания крови".
В последующем по заявлению истца, процессуальный статус ГУ "Республиканская станция переливания крови" изменен с третьего лица на соответчика.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Коми, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец состоял в трудовых отношениях с Министерством здравоохранения Республики Коми, занимая должность... ГУ "Республиканская станция переливания крови", трудовой договор расторгнут приказом работодателя от 04.08.2017 N 322-к по инициативе работника в связи с выходом на пенсию (п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ).
24.11.2017 истец обратился в Министерство здравоохранения Республики Коми с заявлением о выплате материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию, предусмотренной Приказом Минздрава РК от 12.12.2013 N 12/589.
Письмом от 25.01.2018 истцу в производстве указанной выплаты отказано. Разъяснено, что ходатайство о выплате материальной помощи впервые поступило вместе с пояснениями ГУ "РСПК" 27.11.2017, с учетом ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации оснований для выплаты на момент написания заявления не имеется.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 58-РЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми" системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений Республики Коми устанавливаются Правительством Республики Коми.
Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми регулируется постановлением Правительства Республики Коми от 11.09.2008 N 239 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми".
В соответствии с п. 5 приложения N 4 к Постановлению N 239 выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми N 12/589 от 12.12.2013, действующим на момент увольнения истца, утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функцию и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми, которое распространяется на все государственные учреждения Республики Коми, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.
В соответствии с п. 4.1 (б) Положения, руководителям учреждений за счет средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, выплачивается максимальный размер материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию в размере пяти должностных окладов руководителя.
При этом Положением установлено, что руководитель учреждения направляет в отдел кадрового обеспечения и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения Республики Коми письменное ходатайство об оказании материальной помощи с приложением выписки из коллективного договора (п.4.3).
Решение об оказании материальной помощи руководителю учреждения утверждается приказом Министерства здравоохранения Республики Коми (п.4.5).
Согласно коллективному договору на 2017-2019 г.г. (в редакции на момент увольнения истца) при прекращении трудовой деятельности (за исключением виновных действий), выходе на пенсию или инвалидность лицам, проработавшим в системе здравоохранения Республики Коми не менее 20 лет выплачивается единовременное пособие в размере 5 должностных окладов с начислением районного коэффициента и северных надбавок (п.8.1.9).Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался положениями трудового законодательства, проанализировал локальные нормативные акты работодателя и указал, что в период работы в ГУ "РСПК" порядок обращения с ходатайством о выплате материальной помощи истцом соблюден не был, согласно трудового договора и должностной инструкции истец должен был знать о порядке выплаты спорной материальной помощи, однако впервые с заявлением о выплате обратился только в ноябре 2017.
С выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, подлежащего применении при разрешении спора.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Согласно ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада работника, доплаты надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно части 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Трудовым договором, заключенным с истцом в редакции дополнительного соглашения N 16 от 31.08.2016, предусмотрено, что порядок и условия выплаты материальной помощи определяются разделом 4 Приказа Министерства здравоохранения Республики Коми N 12/589 от 12.12.2013 "О выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функцию и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.
Исходя из толкования в системной связи коллективного договора и Положения о выплатах стимулирующего характера, размере и условиях выплаты материальной помощи руководителям государственных учреждений Республики Коми, функцию и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми, условием выплаты материальной помощи на основании ходатайства работника является само увольнение в связи с выходом на пенсию лица, имеющего стаж в системе здравоохранения не менее 20 лет при наличии финансирования.
При этом в действующих у ответчика локальных нормативных актах, предусматривающих выплату материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию, не установлено запрета на выплату материальной помощи после расторжения трудового договора, также не установлено и пресекательных сроков для обращения с ходатайством о выплате материальной помощи при увольнении в связи с выходом на пенсию.
Из трудовой книжки истца следует, что необходимый стаж работы в системе здравоохранения у него имеется.
На отсутствие финансирования как основание для отказа в выплате материальной помощи работодателем не было указано. Кроме того, согласно представленной в материалы дела справке (л.д. 145 т. 2) денежные средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в ГУ "РСПК" на момент увольнения истца и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции имелись.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что истец имеет право на выплату материальной помощи в связи с увольнением на пенсию в размере 5 должностных окладов руководителя.
В заседание суда апелляционной инстанции представлена справка, согласно которой на момент увольнения истца его должностной оклад составлял 13061,25 руб. Данная справка в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принята судебной коллегией в качестве нового доказательства, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции указанные сведения истребованы не были.
Таким образом, размер материальной помощи с учетом северной надбавки и районного коэффициента составит 111020,63 руб.
Указанная сумма подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми, как с работодателя истца.
С учетом ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации с ответчика также подлежит взысканию компенсация морального вреда в связи с нарушением трудовых прав истца, размер которой судебная коллегия определяет в сумме 3000 рублей, считая данную сумму разумной и справедливой, соразмерной последствиям нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда от 15 мая 2018 года отменить, принять в новое решение, по которому:
взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Титаренко А.И. материальную помощь при увольнении в связи с выходом на пенсию в размере 111020,63 руб, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.