Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Сиюхова А.Р.
судей: Аутлева Ш.В. и Тачахова Р.З.
при секретаре судебного заседания Добриной Н.А.
с участием представитель истца Капусты В.И. - Блягоза З.С.;
представителя ответчика Администрации МО "Город Майкоп" - Божкова Ю.В.;
представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" - Жирновой П.Р.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Капусты В.И. - Блягоза З.С. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Капуста ФИО11 к администрации муниципального образования " "адрес"" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи Тачахова Р.З, судебная коллегия.
УСТАНОВИЛА:
Капуста В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования " "адрес"" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
В обосновании заявленных исковых требований ссылается на то, что проживает по устной договоренности по адресу: "адрес", состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является инвалидом, имеющим заболевание, наличие которого дает ему право состоять на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако ответчиком ему было отказано в предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Капусте В.И. к администрации муниципального образования " "адрес"" о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, как гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, было отказано.
На данное решение суда представитель истца Капусты В.И. - Блягозом З.С. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного толкования судом норм материального права, принятии нового решения, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Капусты В.И. - Блягоз З.С. поддержал заявленные требования, просили жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО " "адрес"" - Божкова Ю.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении апелляционной жалобы, просила отказать.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом МО " "адрес"" - Жирнова П.Р. - считает законным и обоснованным, решение суда первой инстанции и просила отказать.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Капуста В.И. проживает в жилом доме по устной договоренности по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности Федоренко В.И. которая не является членом семьи Капуста В.И.
В соответствии со справками ГБУЗ Республики Адыгея "Адыгейский республиканский клинический психоневрологический диспансер", заболевание, которым страдает Капуста В.И, включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний.
Заболевание Капуста В.И. входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, Капуста В.И. поставлен на учет в администрации муниципального образование " "адрес"" в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включен в общий список и список малоимущих граждан с ДД.ММ.ГГГГ.
На обращения по вопросу предоставления жилого помещения во внеочередном порядке Капуста В.И, как инвалиду, страдающему заболеванием которое входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, администрацией муниципального образования " "адрес"" было сообщено о том, что оснований для признания его нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не имеется и, соответственно, не имеется оснований для предоставления вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Разрешая спор и отказывая Капусте В.И. в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на то, что граждане, страдающие заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, подлежат обеспечению во внеочередном порядке, однако действующее законодательство не предусматривает обязанность органов местного самоуправления по обеспечению муниципальными жилыми помещениями указанных лиц. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, соответственно требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Оспариваемое решение не отвечает вышеуказанным требованиям в полной мере.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
В силу ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Определение категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке, при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого чалена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления, наличие же специального закона, соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении вне очереди, помещений, гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет особенности реализации их жилищных прав и не возлагает дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В данном случае, предоставление администрацией МО " "адрес"" жилого помещения Капуста В.И. не нарушает прав ответчика, который, возмещает свои затраты за счет трансфертов из бюджета субъекта РФ.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что администрация МО " "адрес"" является ненадлежащим ответчиком, не основаны на законе.
Решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым исковые требования Капусты В.И. подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы по вышеуказанным основаниям являются не обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 10.04.2018 года - отменить, принять по делу новое решение, которым обязать администрацию МО "Город Майкоп" предоставить Капусте В.И. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте городского округа.
Председательствующий - А.Р. Сиюхов
Судьи: Ш.В. Аутлев, Р.З. Тачахов
копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.