Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З,
судей Мишеневой М.А, Стракатовой З.Е.
при секретаре Чаловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.05.2018 по иску Мясниковой Т.Н. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мясникова Т.Н. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ в г..Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика от (... ) N (... ) ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по стрости в связи с недостаточным стажем лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимого для установления досрочной страховой пенсии по старости и в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Страховой стаж истца составляет 28 лет 06 месяцев 23 дня при требуемом стаже 20 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 9 лет 11 месяцев 13 дней, при требуемом стаже 17 лет 4 месяца, стаж лечебной деятельности составляет 27 лет 04 месяца 13 дней, что менее требуемого 30 лет. Решением ответчика из стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исключены: период прохождения военной службы по контракту с 03.09.2000 по 10.06.2001; донорские дни с 19.08.2003 по 21.08.2003, с 22.09.2003 по 23.09.2003, с 22.02.2005 по 23.02.2005, с 27.05.2005 по 03.11.2005, с 12.12.2005 по 13.12.2015, с 21.08.2006 по 25.08.2006. Из стажа лечебной деятельности и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключены периоды работы: с 16.05.2015 по 17.05.2015 (донорские дни), 22.07.2007, 14.10.2007, 09.12.2007, 20.01.2008, 01.03.2009, с 10.03.2009 по 23.04.2009, с 15.08.2009 по 18.08.2009, 11.10.2009, 31.10.2009, 08.11.2009, 03.01.2009, 13.03.2010, 07.01.2011, с 06.09.2012 по 07.09.2012, с 22.11.2012 по 23.11.2012, 25.05.2015, с 13.01.2014 по 22.02.2014, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды представлены страхователем ГБУЗ "БСМП" без указания кода осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Период работы с 01.01.2017 по 29.08.2017 исключен в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предоставляемых страхователем НУЗ Отделенческая клиническая больница на станции Петрозаводск ОАО "РЖД".
Истец, с учетом измененных исковых требований, просила обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды: с 03.09.2000 по 10.06.2001; с 19.08.2003 по 21.08.2003; с 22.02.2005 по 23.02.2005; 27.05.2005; 03.11.2005; с 12.12.2005 по 13.12.2005; с 21.08.2006 по 25.08.2006; обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды: с 16.05.2015 по 17.05.2015; 22.07.2007; 14.10.2007; 09.12.2007; 20.01.2008; 01.03.2009; с 10.03.2009 по 23.04.2009; с 15.08.2009 по 18.08.2009; 11.10.2009; 31.10.2009; 08.11.2009; 03.01.2010; 13.03.2010; 07.01.2011; с 06.09.2012 по 07.09.2012; с 22.11.2012 по 23.11.2012; 25.05.2013; с 13.01.2014 по 22.02.2014, с 01.01.2017 по 29.08.2017.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГУЗ РК "Больница скорой медицинской помощи", НУЗ "Отделенческая клиническая больница на станции Петрозаводск ОАО "РЖД".
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Судом на ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) возложена обязанность включить Мясниковой Т.Н. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды с 19.08.2003 по 21.08.2003; с 22.02.2005 по 23.02.2005; 27.05.2005; 03.11.2005; с 12.12.2005 по 13.12.2005; с 21.08.2006 по 25.08.2006 (донорские дни); включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды: 22.07.2007; 14.10.2007; 09.12.2007; 20.01.2008; 01.03.2009; с 15.08.2009 по 18.08.2009; 11.10.2009; 31.10.2009; 08.11.2009; 03.01.2010; 13.03.2010; 07.01.2011; с 06.09.2012 по 07.09.2012; с 22.11.2012 по 23.11.2012; 25.05.2013; с 16.05.2015 по 17.05.2015 (донорские дни); с 10.03.2009 по 23.04.2009; с 13.01.2014 по 22.02.2014 (курсы повышения квалификации); с 01.01.2017 по 29.08.2017 (работа в должности фельдшера медицинского пункта вокзала на станции Петрозаводск НУЗ "Отделенческая клиническая больница на станции Петрозаводск ОАО "РЖД".
В удовлетворении остальной части иска отказано. С ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Мясниковой Т.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит изменить состоявшееся по делу судебное постановление, включив в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения военной службы по контракту с 03.09.2000 по 10.06.2001. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии доказательств осуществления истцом лечебной деятельности в медицинских подразделениях, поскольку указанные выводы опровергаются представленными доказательствами. Согласно справкам N (... ) от (... ), N (... ) от (... ), выданным ФКУ "Военный комиссариат РК", в период с 12.09.2000 по 13.02.2001 истец проходила службу в (... ) отдельном медицинском батальоне в должности операционной сестры. Согласно Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 (далее Список N 1066), наименование учреждения "медицинский батальон" соответствуем пункту 30 Списка, должность операционная сестра включена в Список N 1066. В период с 16.02.2001 по 10.06.2001 истец проходила службу в должности медицинской сестры Мотострелкового полка. Согласно приказу начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации N (... ) от (... ) "Об утверждении руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных сил РФ на мирное время в штате полка должна иметься медицинская рота (медицинский пункт). Таким образом, наименование учреждения "медицинская рота" соответствует Списку N 1066. Кроме того отмечает, что расположение военных медицинских организаций не в стационарных благоустроенных помещениях, не изменяет статус медицинских батальонов и медицинских рот, являющихся структурными подразделениями вооруженных сил, действующих в специфических условиях.
Указывает, что положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" имеют большую юридическую силу, чем постановления Правительства Российской Федерации, положенные в основу решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Мясникова Т.Н. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Представитель ответчика Михайлов А.К, действующий на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из ч. 3 и ч. 4 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из ч. 2 ст. 30 указанного Федерального закона следует, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который применяется на территории Российской Федерации с 01.11.1999.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Постановление вступило в силу с 12.11.2002.
Судом установлено, что истец с (... ) по настоящее время работает в учреждениях здравоохранения на различных должностях. В период с 25.06.2001 по 12.09.2006 истец работала в должности (... ) скорой помощи Ливенской ЦРБ; в период с 01.102006 по 27.10.2014 в должности (... ) станции скорой неотложной помощи МУЗ "БСМП" (в настоящее время ГБУЗ РК "БСМП"); с 05.11.2014 по настоящее время в должности (... ) медицинского пункта вокзала на станции Петрозаводск НУЗ "Отделенческая клиническая больница на станции Петрозаводск ОАО "РЖД".
Мясникова Т.Н. (... ) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) от (... ) N (... ) Мясниковой Т.Н, (... ) года рождения, отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ в связи с недостаточной продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране и здоровью населения в учреждениях здравоохранения, необходимой для установления досрочной страховой пенсии по старости и на основании п.6 ч.1 ст.32 Закона N 400-ФЗ в связи с недостаточным стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из указанного решения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ не включены: периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы и донорские дни с 22.11.1990 по 30.11.1990, с 09.12.2001 по 18.12.2001, с 19.08.2003 по 21.08.2003, с 22.09.2003 по 23.09.2003, с 22.02.2005 по 23.02.2005, 27.05.2005, 03.11.2005, с 12.12.2005 по 13.12.2005, с 21.08.2006 по 25.08.2006, так как включение указанных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрен Правилами N 516, период прохождения военной службы с 03.09.2000 по 10.06.2001, так как согласно п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии; Постановлением N 781 период прохождения военной и приравненной к ней службы в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не предусмотрен.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не учтены периоды: донорские дни с 16.05.2015 по 17.05.2015, так как зачет указанного периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не предусмотрен Правилами N 516; периоды работы: 22.07.2007, 14.10.2007, 09.12.2007, 20.01.2008, 01.03.2009, с 10.03.2009 по 23.04.2009, с 15.08.2009 по 18.08.2009, 11.10.2009, 31.10.2009, 08.11.2009, 03.01.2010, 13.03.2010, 07.01.2011, с 06.09.2012 по 07.09.2012, с 22.11.2012 по 23.11.2012, 25.05.2013, с 13.01.2014 по 22.02.2014 в ГБУЗ "БСМП", так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды работы Мясниковой Т.Н. после регистрации в качестве застрахованного лица (т.е. после 15.06.1998), представлены страхователем без указания кода осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и без кода территориальных условий труда (МКС); период с 01.01.2017 по 29.08.2017 в НУЗ "Отделенческая клиническая больница на ст.Петрозаводск" ОАО "РЖД", так как сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период работы Мясниковой Т.Н. после регистрации в качестве застрахованного лица (то есть после 15.06.1998) страхователем не представлены.
Страховой стаж истца составляет 28 лет 06 месяцев 23 дня, при требуемом стаже 20 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 09 лет 11 месяцев 07 дней, что меньше требуемого стажа 17 лет 04 месяца, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет 27 лет 04 месяца 13 дней, что меньше требуемого стажа 30 лет.
Поскольку истец Мясникова Т.Н. не обжалует решение суда в части удовлетворенных исковых требований к ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), то судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, считает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, а именно в части отказа в удовлетворении требований о включении в стаж лечебной деятельности Мясниковой Т.Н. периода прохождения военной службы по контракту с 03.09.2000 по 10.06.2001.
Как следует из трудовой книжки истца в период с 10.05.1988 Мясникова Т.Н. состояла в трудовых отношениях с Ливенской центральной районной больницей; уволена 31.08.2000 по собственному желанию в связи с выездом на службу по контракту в Чеченскую Республику.
В период с 28.08.2000 по 10.06.2001 Мясникова Т.Н. проходила военную службу по контракту. С 12.09.2000 по 13.02.2001 в должности операционной сестры принимала участие в проведении контртеррористической операции в составе ОГВ(с) (... ) гвардейской мотострелковой дивизии (... ) в отдельном медицинском батальоне на территории Северо-Кавказского региона. В течение (... ) суток непосредственно участвовала в боевых действиях. В период с 16.02.2001 по 22.05.2001 проходила военную службу в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказкого региона, при этом в течение (... ) дней принимала фактическое участие в боевых действиях (справка военного комиссара г. (... ) от (... ) N (... )).
Отказывая в удовлетворении требований Мясниковой Т.Н. о включении в стаж лечебной деятельности периода прохождения военной службы по контракту с 03.09.2000 по 10.06.2001, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное обеспечение в отношении сотрудников, оставивших службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, не регулируется Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, а осуществляется на основании Закона N 400-ФЗ, нормами которого не предусмотрено возможности включения периодов военной службы в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Период военной службы по контракту с 03.09.2000 по 10.06.2001 не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ при назначении Мясниковой Т.Н. страховой пенсии по старости досрочно по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, только работа в должностях, указанных в списке: в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Положения же о том, что в стаж на соответствующих видах работ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, могут быть зачтены периоды военной службы в должностях, указанных в вышеуказанном Списке, в Правилах N 781 не содержатся.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.10.2006 N 380-О, определении от 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" учитываются только в страховой стаж.
При таких обстоятельствах законных оснований для включения в стаж лечебной деятельности Мясниковой Т.Н. периода прохождения военной службы по контракту с 03.09.2000 по 10.06.2001 не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и опровергающей выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.