Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З,
судей Мишеневой М.А, Стракатовой З.Е.
при секретаре Чаловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10.05.2018 по иску Литвяковой С.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части пенсии.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвякова С.В. обратилась с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что истец с (... ) является получателем страховой пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Истец (... ) обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила разъяснить, какие периоды включены ответчиком в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В своем ответе от (... ) ответчик указал, что страховой стаж истца составляет 26 лет 8 месяцев 4 дня, страж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 14 лет 5 месяцев 4 дня. При этом ответчиком при определении права на фиксированную выплату в повышенном размере не засчитан период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 09.06.1985 по 14.04.1986. С решением ответчика истец не согласна, поскольку периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком имели место до 06.10.1992, то есть в период действия нормативных правовых актов, позволявших включать в специальный стаж данные периоды. Кроме того, истец с 01.04.1998 по 03.05.2012 являлась индивидуальным предпринимателем, предпринимательская деятельность осуществлялась в г. Сегеже. За указанный период истцом уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд. Между тем данный период включен ответчиком в страховой стаж и не учтен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На основании изложенного, истец просила обязать ответчика включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.06.1985 по 14.04.1986, период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2011 по 03.05.2012 для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и произвести соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Судом на ГУ-УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) возложена обязанность включить Литвяковой С.В. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.06.1985 по 14.04.1986, период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2011 по 03.05.2012 для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; произвести Литвяковой С.В. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты. С ГУ-УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия (межрайонное) в доход бюджета Сегежского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление в части возложения обязанности по включению истцу в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 09.06.1985 по 14.04.1986 для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а также в части возложения обязанности произвести Литвяковой С.В. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не были учтены положения Федерального закона от 01.12.2007 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и 20 лет страхового стажа у женщин. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Указывает, что период для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости должен являться работой. Между тем в указанный спорный период времени (с 09.06.1985 по 14.04.1986) истец не осуществляла свою трудовую функцию, в связи с чем данный период не подлежит включению в стаж для установления повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости. Следовательно, право на перерасчет в целях установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости у Литвяковой С.В. не возникает.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ "О страховых пенсиях") в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Из материалов дела следует, что Литвякова С.В, (... ) года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с (... ). Истец с (... ) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, предпринимательская деятельность прекращена (... ).
В спорный период с (... ) по (... ), как и в предыдущие периоды с (... ) г. истец осуществляла предпринимательскую деятельность, занималась розничной торговлей женских товаров на рынке в г. Сегежа.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия (... ) по гражданскому делу по иску Литвяковой С.В. к ГУ-УПФ РФ в г. Сегеже Республики Карелия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии было установлено, что индивидуальный предприниматель Литвякова С.В. весь период времени с (... ) г. по (... ) г. включительно осуществляла предпринимательскую деятельность, осуществляла розничную торговлю на рынке в г. Сегежа.
Суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст. 61 ГПК РФ, принимая во внимание, что истец в спорный период осуществляла предпринимательскую деятельность в г. Сегеже, страховые взносы за спорный период истцом уплачены, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения спорного периода с 01.01.2011 по 03.05.2015 в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Решение суда стороной в ответчика в данной части не обжаловано, в связи с чем в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судом установлено, что 13.12.1984 Литвякова С.В. была принята на работу в Сегежский ордена Ленина целлюлозно-бумажный комбинат машинисткой (... ); 13.03.1986 переведена (... ); 28.11.1986 уволена по собственному желанию.
В период с 09.06.1985 по 14.04.1986 истец находилась в отпуске по уходу за ребенком. Указанный период учтен ответчиком при назначении пенсии в общий трудовой стаж, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен, повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии не установлена.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Согласно п.27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что спорный период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 г, пришел к выводу о включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 09.06.1985 по 14.04.1986 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и возложении на ответчика обязанности по перерасчету фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Указанные выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, в том числе постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, подтверждены представленными суду доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со ст.ст. 55, 56, 67, 61 ГПК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком в трудовой и специальный стаж, в связи с чем такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.
Возложив на ответчика обязанность включить спорные периоды в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд правомерно удовлетворил требование истца о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием для отмены решения суда не являются.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.