Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.
судей Мишеневой М.А, Козлова Б.А.
при секретаре Цереленко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 26.04.2018 по иску Синило А.М. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов в стаж и перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Синило А.М. обратился с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика от (... ) истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера. С указанным решением ответчика истец не согласен, поскольку в период с 26.04.1979 по 15.04.1981 истец проходил военную службу по призыву в войсковой части N (... ), дислоцировавшейся в г.Североморске Мурманской области. На основании изложенного истец просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 16.02.2018, обязать включить период прохождения военной службы по призыву в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера с 26.04.1979 по 15.04.1981, произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от (... ) N (... ) об отказе Синило А.М. в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии. Возложил на ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) обязанность включить Синило А.М. период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с 26.04.1979 по 15.04.1981 в стаж работы в районах Крайнего Севера и произвести Синило А.М. перерасчет фиксированной выплаты (фиксированного базового размера) страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера, с 01.03.2018. С ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Сортавальского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что в период прохождения истцом военной службы действовал Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", а также Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с подп. "д" п.16 которого право на пенсию по старости на льготных условиях имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Включение в трудовой стаж службы в Советской Армии, дающей право на пенсию по старости на льготных условиях, законодательством (действующим в период возникновения спорных отношений) не предусмотрено. Стороной истца не представлено доказательств нахождения зверосовхоза "Рассвет", куда после службы в армии поступил на работу истец, в районе Крайнего Севера либо в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Обращает внимание, что Суоярвский район Республики Карелия отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера в соответствии с Указом Президента РФ 20.12.1993, в связи с чем, условие включения периодов службы в армии в стаж работы, дающий право на получение льгот не соблюдено. Судом неправильно применены нормы материального права о включении периода срочной военной службы в льготный стаж, поскольку он подлежит включению только в страховой стаж. Период срочной военной службы не может быть приравнен к работе на Крайнем Севере.
Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Страховые взносы за лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались. Следовательно, периоды службы в армии не могут рассматриваться как осуществление трудовой деятельности и давать право на включение спорного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера. Требование истца об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по правилам частей 4 и 6 ст. 17 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 не основано на законе, поскольку необходимого для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии пятнадцатилетнего календарного стажа работы в районах Крайнего Севера у истца не имеется, следовательно, право на повышенный фиксированный базовый размер у истца отсутствует.
Представитель ответчика Хроменкова О.А, действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч. 4 ст. 17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями) Суоярвский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 N 2226).
Из материалов дела следует, что Синило А.М, (... ) года рождения с (... ) является получателем страховой пенсии по старости.
Синило А.М. (... ) обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с прохождением действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера.
Решением ответчика от (... ) N (... ) истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, что в период с 26.04.1979 по 15.04.1981 Синило А.М. проходил действительную срочную военную службу в войсковой части (... ), которая дислоцировалась в указанные периоды в г. Североморске Мурманской области.
Как следует из трудовой книжки истца после увольнения с военной службы он был трудоустроен 17.06.1981 (... ) в зверосовхоз "Рассвет", который располагался в Суоярвском районе Республики Карелия.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд руководствовался постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и обоснованно исходил из того, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения в запас, в связи с чем он имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.03.2018 в силу положений ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а не с момента обращения в пенсионный орган.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основанием к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и получившую правильную оценку в решении суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 26.04.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.