Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З,
судей Мишеневой М.А, Стракатовой З.Е.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Лоухского городского поселения на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 21.05.2018 по иску Лапина Е.Л. к администрации Лоухского городского поселения, администрации Лоухского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лапин Е.Л. обратился с иском к администрации Лоухского городского поселения РК по тем основаниям, что зарегистрирован по адресу: (... ), п. (... ) ул. (... ), д. (... ), кв. (... ), с (... ) г. данный дом не существует. В настоящее время истец проживает в жилом помещении по адресу: (... ), п. (... ), ул. (... ), д. (... ), которое является аварийным и подлежащим сносу. На основании изложенного истец просил обязать ответчика предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение в п. Лоухи.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Лоухского муниципального района Республики Карелия.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Лоухского городского поселения Республики Карелия возложена обязанность предоставить Лапину Е.Л. на состав семьи из одного человека в черте п. Лоухи Лоухского района Республики Карелия на условиях социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям п. Лоухи, площадью, равнозначной ранее занимаемой площади жилого помещения - квартиры N (... ) дома N (... ), расположенной по (... ) в п. (... ). В удовлетворении исковых требований к администрации Лоухского муниципального района Республики Карелия отказано. С администрации Лоухского городского поселения Республики Карелия в пользу Лапина Е.Л. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
С решением суда не согласен ответчик администрация Лоухского городского поселения, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие документов, подтверждающих признание многоквартирного дома N (... ) по ул. (... ) в п. (... ) аварийным и подлежащим сносу. До 2008 г. жилищный фонд Лоухского городского поселения находился на балансе администрации Лоухского муниципального района. В 2008 г. в соответствии Распоряжением Правительства Республики Карелия от 30.09.2008 N 209-11 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Лоухского муниципального района" передан в собственность администрации Лоухского городского поселения. Между тем, многоквартирный дом N (... ) по ул. (... ) в п. (... ) в собственность администрация Лоухского городского поселения не передавался. Ссылаясь на положения ст.86 ЖК РФ, указывает, что администрация Лоухского муниципального района должна была предоставить истцу благоустроенное жилое помещения в (... ) г, взамен снесенного дома, однако этого сделано не было. Обращает внимание, что истец распоряжением главы Лоухского городского поселения Республики Карелия поставлен на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в улучшении жилищных условий в общую очередь. В настоящее время свободный жилищный фонд у администрации Лоухского городского поселения отсутствует, строительство на территории п.Лоухи не ведется.
Лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Судом установлено, что Лапин Е.Л. с (... ) зарегистрирован по адресу: Республика Карелия, п. (... ), ул. (... ), д. (... ), кв. (... ). Указанное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью (... ) кв.м, на основании ордера Исполнительного комитета Лоухского поселкового Совета народных депутатов от (... ) N (... ) было предоставлено Лапиной Е.Е. на состав семьи из двух человек, включая истца. Данный дом в (... ) году снесен, документы, подтверждающие факт сноса дома в иной промежуток времени, ответчиками не представлены.
По сведениям, предоставленным администрацией Лоухского городского поселения, жилой дом, находящийся по адресу: (... ), п. (... ), ул. (... ), д. (... ), в перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности Лоухского муниципального района в муниципальную собственность Лоухского городского поселения включен не был, в связи с чем не числится в реестре муниципального имущества Лоухского городского поселения.
По информации, предоставленной администрацией Лоухского муниципального района, многоквартирный жилой дом по указанному выше адресу не признавался в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Фактически истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: п. (... ), ул. (... ), д. (... ), кв. (... ).
Постановлением администрации Лоухского городского поселения от (... ) N (... ) жилой дом N (... ) по ул. (... ) в п. (... ) признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации Лоухского городского поселения от (... ) N (... ) (... ) в соответствии с решением жилищной комиссии администрации Лоухского городского поселения в рамках реализации региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 гг. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. (... ), ул. (... ), д. (... ), кв. (... ).
Как следует из информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, в собственности истца какого-либо жилого помещения не имеется.
Распоряжением администрации Лоухского городского поселения от (... ) N (... ) Лапин Е.Л. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, состав семьи - 1 человек.
Распоряжением администрации Лоухского городского поселения от (... ) N (... ) Лапин Е.Л. признан малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Разрешая спор, проанализировав указанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, установив, что истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилой дом, в котором был зарегистрирован истец снесен, иного жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности истец не имеет, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции, принимая во внимание положения ст.ст.14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 132-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обоснованно исходил из тех обстоятельств, что предметом настоящего спора является обеспечение истца жилым помещением как лица, нуждающегося в предоставлении жилья, в связи с чем не имеет правового значения нахождение дома N (... ) ул. (... ) в п. (... ), не в собственности Лоухского городского поселения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма должна быть возложена на администрацию Лоухского городского поселения.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы также не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 21.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации Лоухского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.