Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу защитника "должность" АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Бубнова С.А. - Дашиной Е.И. на решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым постановлено:
постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полётов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Чайка Е.М. от 11 апреля 2018 года о привлечении к административной ответственности "должность" Бубнова С.А. по ст. 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу защитника Дашиной Е.И. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полётов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора N 6-24/14-2018 от 11 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2018 года, "должность" АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Бубнов С.А. привлечен к административной ответственности по ст. 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 20000 руб.
Основанием привлечения "данные изъяты" Бубнова С.А. к административной ответственности послужило непредставление в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в аэропорту - свободном перемещении муляжа взрывного устройства в зону транспортной безопасности.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник правонарушителя Дашина Е.И, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что ситуация незаконного вмешательства в деятельность аэропорта путем проникновения в зону транспортной безопасности с муляжом взрывного устройства была смоделирована УФСБ. В ходе досмотра сотрудника УФСБ муляж взрывного устройства сотрудниками аэропорта не был обнаружен, о чем стало известно от должностного лица УФСБ. В связи с отсутствием в проведенных мероприятиях угрозы совершения акта незаконного вмешательства, а соответственно и угрозы для жизни и здоровью людей, информация в заинтересованные ведомства не передавалась, задержание сотрудника УФСБ не производилось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, в целях реализации задач по обеспечению транспортной безопасности, а также предупреждения угроз незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства в сфере воздушного транспорта УФСБ России по Камчатскому были проведены комплексные мероприятия по изучению эффективности системы мер антитеррористической защищенности аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово). В результате проведенных мероприятий 14 февраля 2018 года в 10 часов 20 минут сотрудником УФСБ России по Камчатскому через контрольно-пропускной пункт N 1 осуществлено беспрепятственное проникновение в зону транспортной безопасности аэропорта с муляжом взрывного устройства. Сотрудниками службы авиационной безопасности не приняты меры по предотвращению доступа муляжа взрывного устройства в зону транспортной безопасности аэропорта. В ходе проведения досмотра муляж взрывного устройства не был обнаружен. "данные изъяты" АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Бубнов С.А, не проявив необходимой степени заботливости и осмотрительности, незамедлительно не представил в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности информацию об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в аэропорту (свободном перемещении муляжа взрывного устройства в зону транспортной безопасности), что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п.п. 2, 2.1 Порядка информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 16 февраля 2011 года N 56 (том 1 л.д. 5-11).
Рассмотрев дело по существу, должностное УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора сделало вывод, что действия "данные изъяты" АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Бубнова С.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем согласился судья Елизовского районного суда Камчатского края.
Указанные выводы нельзя признать верными.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются разрешение его в соответствии с законом, а также всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ст. 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" Приказом Минтранса РФ от 16 февраля 2011 года N 56 утвержден Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - Порядок N 56).
Согласно п. 2 Порядка N 56 субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения согласно Перечню потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденному Приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 года N 52/112/134.
Пунктом 2.1 Порядка N 56 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности").
К угрозам совершения актов незаконного вмешательства относится: угроза захвата; угроза взрыва; угроза размещения или попытки размещения на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах взрывных устройств (взрывчатых веществ); угроза поражения опасными веществами; угроза захвата критического элемента объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах; угроза взрыва критического элемента объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах; угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах взрывных устройств (взрывчатых веществ); угроза блокирования; угроза хищения (Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 года N 52/112/134).
Как следует из материалов дела, 14 февраля 2018 года в период времени с 7 часов 45 минут до 10 часов 40 минут оперуполномоченными УФСБ России по Камчатскому краю проведены мероприятия по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите здания аэровокзала АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" с использованием "тест-предмета" - самодельного взрывного устройства желтого цвета в форме маркера для рисования.
В 10 часов 20 минут условный нарушитель с тест-предметом, находящимся в сумке, беспрепятственно прошел через досмотровую группу и рентген-телевизионный интроскоп на территорию транспортной безопасности аэропорта через контрольно-пропускной пункт (т. 1 л.д. 25-26).
В период времени с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут оперуполномоченными УФСБ России по Камчатскому краю проведен опрос инспектора группы по охране ВС, объектов и КПП аэропорта ФИО1. Опрашиваемый пояснил, что примерно в 10 часов 20 минут он осуществил досмотр двух сотрудников ФСБ, проходящих на территорию аэропорта, при этом содержимое сумки одного из сотрудников он визуально не досматривал и не вскрывал, лишь пропустил через рентген-телевизионный интроскоп. Позже ему стало известно, что в сумке находился компактный муляж взрывного устройства (т. 1 л.д. 27-28).
Таким образом, о проносе муляжа взрывного устройства инспектору группы по охране ВС, объектов и КПП аэропорта стало известно непосредственно от сотрудников ФСБ, вследствие чего он был опрошен.
При получении информации о проносе тест-предмета в здание аэропорта инспектору ФИО12 стало достоверно известно об отсутствии угрозы совершения акта незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры, в связи с чем пронос тест-предмета в здание аэропорта в ходе проведения мероприятий по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите здания аэровокзала не порождал для АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" обязанности незамедлительного информирования компетентных органов об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, поскольку как таковая угроза совершения акта незаконного вмешательства, как и сам акт незаконного вмешательства отсутствовали.
Возложение на субъектов транспортной инфраструктуры обязанности незамедлительного информирования об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры направлено на предотвращение и пресечение акта незаконного вмешательства, а также сведения к минимуму последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконных вмешательств, прежде всего с целью спасения жизни людей и обеспечения полетов воздушных судов.
Поскольку сведения о перемещении муляжа взрывного устройства в зону транспортной безопасности были сообщены сотрудникам аэропорта непосредственно после случившегося, а не выявлены сотрудникам аэропорта самостоятельно, данные обстоятельства исключали обстановку возможной угрозы акта незаконного вмешательства, либо факта его совершения, о которой уполномоченные лица обязаны незамедлительно информировать компетентные органы.
При таких обстоятельствах вывод о нарушении "данные изъяты" АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Бубновым С.А. п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности", п.п. 2, 2.1 Порядка информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, не может быть признан обоснованным.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полётов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора N 6-24/14-2018 от 11 апреля 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2018 года подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полётов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора N 6-24/14-2018 от 11 апреля 2018 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" АО "Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)" Бубнова С.А. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.В. Гончарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.