Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А,
судей Болотовой Л.А, Солдатовой С.В.
при секретаре судебного заседания Габриеляне М.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе К.Б.Н. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года
по административному делу по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю к К.Б.Н. об установлении административного надзора,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В,
установила:
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к К.Б.Н. об установлении административного надзора.
В обоснование требований в административном исковом заявлении ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК указано, что приговором Кировского районного суда г.Перми от 20.09.2001 года К.Б.Н. осужден по п. "д" ч.2 ст.131 УК РФ к 6 годам лишения свободы, ч.7 ст.79 УК РФ, ст.70 УК РФ к 6 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором Минераловодского городского суда Ставропольского края от 01 июня 2007 года К.Б.Н. осужден по ч.1 ст.158 УК РФ, ч.1 ст.105 УК РФ, ч.3 ст.69 УК РФ, ст.70 УК РФ к 11 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В следственном изоляторе осужденный нарушал порядок отбывания наказания, имеет взыскания. В ФКУ ИК-2 прибыл 02.09.2007 года, отбывает наказание в обычных условиях. Трудоустроен на производстве, имеет 3 поощрения, имеет 8 взысканий, Мероприятия воспитательного характера посещает, реагирует на них посредственно. В общественной жизни участие принимает, с представителями администрации ведет себя тактично. Вину в совершенном преступлении не признал. Имеется исполнительный лист на сумму 4125 рублей, который погашен полностью.
На основании изложенного административный истец просил суд установить в отношении К.Б.Н. административный надзор сроком на 8 лет, а также установить ему следующие административные ограничения: запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания гражданина К.Б.Н. в ночное время с 22 часов вечера до 06 часов утра следующего дня; возложении обязанности 4 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года установлен в отношении К.Б.Н, "... " года рождения, административный надзор на срок погашения судимости, то есть сроком на 8 (восемь) лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Суд установилв отношении К.Б.Н. следующие административные ограничения:
1) запретить К.Б.Н. посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них;
2) запретить К.Б.Н пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы и нахождением в медицинских учреждениях;
Суд возложил на К.Б.Н обязанность 2 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Суд разъяснил осужденному К.Б.Н, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений - к уголовной ответственности по ст.314.1 УК РФ.
Судом разъяснено осужденному К.Б.Н, что согласно ст.9 Федерального Закона РФ N 64 от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (в ред. от 29.07.2017 года), в случае снятия судимости и по истечении не менее половины установленного срока административного надзора, административный надзор может быть на основании его заявления (либо заявления органа внутренних дел) досрочно прекращен.
В апелляционной жалобе К.Б.Н. считает, что административный надзор незаконен. Указывает, что отбывает наказание по особо тяжкой ч.1 ст. 105 УК РФ и других преступлений в Ставропольском крае не совершал. Администрация колонии выступила с ходатайством о надзоре за преступление совершенное в 1999 г, которое не являлось на момент совершения особо тяжким и лишь позднее в связи с изменением законодательства стало таким. Поскольку он не имеет постоянного места жительства, установление в отношении него административного надзора за преступление которое е является особо тяжким, при отсутствии рецидива преступлений - необоснованно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
К.Б.Н. извещался по последнему известному суду месту жительства, а также по месту указанному К.Б.Н, как место его прибытия после освобождения из "... ". Между тем извещение о дате рассмотрения апелляционной жалобы было возвращено в связи с неудачной попыткой вручения из-за отсутствия точного адреса. Иной адрес податель апелляционной жалобы не указывал, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы К.Б.Н. в его отсутствие, поскольку последний был извещен по указанному им месту жительства.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с главой 29 КАС РФ, суд рассматривает административные исковые заявления об установлении административного надзора, о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений.
Согласно п.п.3 ч.1 ст.3 Федерального Закона N 4 от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (в редакции от 29.07.2017 года), ч.1 ст.173.1 УИК РФ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение преступления в отношении несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального Закона РФ N 64 от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (в ред. от 29.07.2017 года) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч.2.1 ст.3 данного закона; совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 данного Федерального закона РФ.
Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года для лиц, совершивших преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ). Применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
Как следует из материалов административного дела, приговором Кировского районного суда г.Перми от 20 сентября 2001 года К.Б.Н. осужден по п. "д" ч.2 ст.131 УК РФ за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Приговором Минераловодского городского суда Ставропольского края от 01 июня 2007 года К.Б.Н. осужден по ч.1 ст.105 УК РФУК РФ, ст.70 УК РФ к 11 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В его действиях установлено наличие особо опасного рецидива преступлений.
Срок отбывания К.Б.Н. наказания истекает 08 июля 2018 года.
Как следует из представленной на осужденного характеристики, ФИО10 в ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК прибыл 02.09.2009 года, отбывает наказание в обычных условиях содержания. Мероприятия воспитательно-профилактического характера посещает, реагирует на них посредственно. Неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, за что имеет 8 взысканий. В учреждении трудоустроен на должность подсобного рабочего, к выполнению обязанностей относится добровольно, имеет поощрения. Исполнительный лист погашен в полном объеме.
При таких обстоятельствах, районный суд пришел к верному выводу о необходимости установления в отношении К.Б.Н. административного надзора сроком на 8 лет, поскольку контроль за К.Б.Н. позволит предупредить совершение последним преступлений и правонарушений.
Данный вывод основан на правильном применении норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела. Доводы заявителя апелляционной жалобы о несогласии установленного в отношении него административного надзора безосновательны, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п.2 ч. ст.5 комментируемого закона для лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" от 06 апреля 2011 года (в редакции от 29.07.2017 года), срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 и ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии со ст.86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания. Часть 1 статьи 105 УК РФ относится к особо тяжким преступлениям.
Согласно п.п.1 ст.1 Федерального Закона N 64 от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (в ред. от 29.07.2017 года), административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.04.2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. от 29.07.2017 года), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст.4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года (в ред. от 29.07.2017 года) в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Административные ограничения, установленные ФИО9 на весь срок административного надзора, соответствуют требованиям закона, не носят произвольного характера, направлены на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у него рецидива преступлений и установление административного надзора за преступление совершенное в 1999 году направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.