Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И,
судей А. Л.А, Диденко О.В,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилова Д. О. к обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" о защите прав потребителей
по апелляционной жалобе истца Кирилова Д. О. на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи А. Л.А, пояснения представителя истца Перепилица Л.Л, судебная коллегия
установила:
Кирилов Д.О. обратился в суд с иском к ООО "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" (далее - ООО "КЖЭК "Горский") о признании незаконными действий в части непредоставления информации о начислении платежей в сроки, установленные законодательством, за период с сентября 2017 года по настоящее время; возложении на ответчика обязанности доставлять квитанцию не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата; взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником "адрес" в "адрес". Ответчиком было допущено нарушение его прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о начисленных платежах в установленный срок. Так, ООО "КЖЭК "Горский" с сентября 2017 года не предоставляет в его адрес платёжные документы, содержащие размер предстоящих платежей за коммунальные услуги. Считает, что указанными незаконными действиями ответчика ему причинён моральный вред, который он оценивает в размере 10 000 руб.
Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 апреля 2018 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Кирилов Д.О. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Ссылаясь на положения ст.ст. 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 37, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, указывает на ошибочность позиции суда о том, что законодателем не определен способ доставки квитанции потребителю. Судом также не учтено, что ранее истец уже обращался в суд с иском по вопросу непредставления ему платежных документов. В рамках рассмотрения дела N 2-336/2017 было установлено, что ответчик действительно не направляет в адрес Кирилова Д.О. квитанции об оплате коммунальных платежей, ответчиком были приняты меры по обеспечению контроля за соблюдением прав истца. Однако ООО "КЖЭК "Горский" данную установленную законом обязанность так и не выполняет. Ссылаясь на п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", отмечает, что суд неправильно распределил бремя доказывания, указав, что истцом не доказано наличие у ответчика обязанности по направлению квитанции почтой. Считает, что доводы ответчика о том, что квитанции были размещены на сайте управляющей компании, и Кирилов Д.О. через свой личный кабинет имел возможность ознакомиться с ними, являются несостоятельными, так как не представлено доказательств, что квитанции за спорный период действительно выставлялись на сайте, при этом ответчик сам указал на то, что личный кабинет за Кириловым Д.О. не зарегистрирован. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством ООО "КЖЭК "Горский" обязано было предоставить истцу квитанцию на бумажном носителе посредством направления ее по почте или опустив в почтовый ящик по адресу: "адрес".
В Алтайский краевой суд на апелляционную жалобу истца от ООО "КЖЭК "Горский" поступили возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, пояснила, что истец просит обязать ответчика доставлять квитанцию по адресу: "адрес", признать незаконные действия ООО "КЖЭК "Горский" по непредоставлению истцу информации о начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги в сроки, установленные законодательством, за период с сентября 2017 года до момента обращения в суд.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (п.1, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
В ч. 1 ст. 155 ЖК РФ закреплено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирилов Д.О. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, запись регистрации *** (л.д. 7).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляется ООО "КЖЭК "Горский", что не оспаривалось сторонами.
Ранее, в августе 2017 года, Кирилов Д.О. уже обращался в суд с требованиями о признании незаконными действий ООО "КЖЭК "Горский" по непредоставлению информации о начислении платежей в сроки, установленные законодательством.
При рассмотрении Рубцовским районным судом Алтайского края гражданского дела *** установлено, что Кирилов Д.О. ДД.ММ.ГГ направил ответчику претензию о нарушении его прав как потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации о начисленных платежах. В ходе судебного разбирательства ООО "КЖЭК "Горский" признал факт нарушения прав истца, приказом *** от ДД.ММ.ГГ главному бухгалтеру ООО "КЖЭК "Горский" Шумкиной Е.В. объявлено замечание в связи с недостаточностью контроля за соблюдением правил предоставления собственникам помещений платежных документов в порядке и сроки, установленные законом, Шумкиной Е.В. указано обеспечить контроль за выполнением мероприятий по предоставлению собственникам жилья, в частности собственнику "адрес" в "адрес", платежных документов в срок до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем (л.д. 14).
В связи с частичным отказом истца от иска определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по делу по иску Кирилова Д.О. к ООО "КЖЭК "Горский" о признании незаконными действий в части непредоставления информации о начислении платежей в сроки, установленные законодательством, возложении обязанности доставлять квитанцию не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, ввиду добровольного удовлетворения требований ответчиком после обращения Кирилова Д.О. в суд, прркращено. (л.д. 15).
Решением суда от ДД.ММ.ГГ с ООО "КЖЭК "Горский" взыскана компенсация морального вреда в размере 500 руб. (л.д. 16)
Предъявляя ДД.ММ.ГГ исковые требования, Кирилов Д.О. указал на нарушение его прав как потребителя коммунальных услуг неисполнением ответчиком обязанности по предоставлению в его адрес платёжных документов на оплату коммунальных услуг с сентября 2017 года.
В ходе рассмотрения настоящего дела ООО "КЖЭК "Горский" не отрицало, что истцу платежные документы на бумажном носителе не предоставляются, ссылаясь на то, что по смыслу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации такая обязанность законом не предусмотрена.
Не установив незаконных действий со стороны ответчика, суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Между тем, судом не полно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, неправильно применены нормы материального права.
В силу статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "а", "б", "г" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;
Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Вопреки позиции ответчика, приведенная норма не устанавливает право управляющей компании предоставлять платежный документ только в электронной форме.
В п. 67 Правил также закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с п. 69 Правил в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, потребитель имеет право на получение полной информации об объеме каждого вида оказанных коммунальных услуг и о размере платы за каждый вид таких услуг, что отражается в платежном документе, а исполнитель обязан представить потребителю платежный документ не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Вместе с тем, суд первой инстанции не определилв качестве юридически значимого обстоятельства исполнение ответчиком обязанности по направлению истцу платежного документа установленной формы.
Разрешая спор по существу, суд указал, что доводы истца о непредставлении управляющей компанией платежных документов сами по себе не свидетельствуют о том, что соответствующая обязанность ответчиком не выполнялась.
При этом материалы дела не содержат доказательств формирования платежного документа по "адрес" в "адрес", являющейся собственностью Кирилова Д.О. в установленном порядке, а также предоставления данной квитанции истцу в каком-либо виде.
В ходе судебного разбирательства ответчик ссылался на то, что платежный документ составляется в электронном виде и размещается в информационной системе, для ознакомления с ним Кирилов Д.О. может получить доступ к "Личному кабинету", обратившись в офис ООО "КЖЭК "Горский".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу судебной коллегией предложено ответчику представить доказательства составления платежного документа на имя Кирилова Д.О. в установленном порядке, направления его истцу в электронном виде или иным образом.
В ответ ООО "КЖЭК "Горский" представлен скриншот единого платежного документа, размещенного в личном кабинете собственника ( "адрес") за апрель 2018 года, скриншот экрана телефона с изображением приложения "Мои счета" от компании "Электронный город".
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что платежный документ на имя истца за иные периоды размещен в электронном виде, не представлено. Отсутствуют и доказательства предоставления квитанции Кирилову Д.О. на бумажном носителе, в том числе путем размещения в почтовый ящик истца в подъезде "адрес" в "адрес".
На это ответчик не ссылался и при рассмотрении дела в первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований и соглашаясь с позицией ответчика, суд фактически возложил на истца обязанность по получению платежного документа только в электронном виде.
С данной позицией судебная коллегия не может согласиться.
В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). На потребителя услуг не может быть возложена обязанность по получению платежного документа только на бумажном носителе или только в электронном виде.
Однако данные положения судом первой инстанции не были учтены, в связи с чем оспариваемое решение нельзя признать законным и обоснованным.
Ссылки ответчика в дополнительных возражениях на апелляционную жалобу на то, что платежные документы на бумажном носителе раскладываются в почтовых ящиках "адрес" в "адрес", не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующие доказательства, в том числе копии квитанции, не были представлены, данные доводы появились только при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, на них в суде первой инстанции ответчик не ссылался.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ООО "КЖЭК "Горский" не согласовало с истцом предоставление платежного документа только в электронном виде. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно пп. "м" п. 19 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать адрес и способ доставки потребителю платежного документа для оплаты коммунальных услуг.
Договор управления с Кириловым Д.О. не заключен.
Вместе с тем в представленном в суд договоре, заключенном с другим жильцом "адрес" в "адрес", информация о способе доставке платежного документа также отсутствуют.
Иных сведений, подтверждающих согласие истца на получение платежных документов только в электронном виде, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит установленным факт нарушения прав истца как потребителя на получение квитанции на бумажном носителе, а следовательно, и на получение полной и достоверной об оказанных коммунальных услугах, размере платы за каждый вид услуг. Поэтому решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий ответчика подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска в данной части.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" закреплено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Учитывая обстоятельства дела, характер и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также принимая во внимание, что истец плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не вносит, судебная коллегия полагает, что принципам разумности и справедливости отвечает размер компенсации морального вреда в сумме 500 руб.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Следовательно, штраф составит 250 руб.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба истца является обоснованной и подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение - отмене.
На основании ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истца Кирилова Д. О. удовлетворить.
Решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 12 апреля 2018 года отменить и принять новое решение :
Исковые требования Кирилова Д. О. к ООО "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" по непредоставлению Кирилову Д. О. информации о начисленных платежах за жилое помещение и коммунальные услуги в сроки, установленные законодательством, за период с ДД.ММ.ГГ года до ДД.ММ.ГГ.
Возложить на ООО "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" обязанность предоставлять Кирилову Д. О. платежные документы (в том числе на бумажном носителе по адресу: "адрес") для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Взыскать с ООО "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" в пользу Кирилова Д. О. компенсацию морального вреда в размере 500 руб, штраф в размере 250 руб.
В удовлетворении остальной части иска Кирилову Д. О. отказать.
Взыскать с ООО "Коммерческая жилищно-эксплуатационная компания "Горский" в доход местного бюджета Рубцовского района Алтайского края государственную пошлину в размере 300 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.