Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Параскун Т.И, Скляр А.А,
при секретаре Богдан Л.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по городу Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула от 18 апреля 2018 года по делу
по иску Солововой А. О. к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о взыскании компенсации за проезд реабилитированному лицу.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловова А.О. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Барнаулу о взыскании компенсации за проезд реабилитированному лицу.
В обоснование заявленных требований указала, что является реабилитированным лицом на основании Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий".
ДД.ММ.ГГ в Управление социальной защиты по г. Барнаулу ею подано заявление о денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации один раз в год (туда и обратно).
В удовлетворении указанного заявления отказано по тем основаниям, что представленные маршрут-квитанции электронных билетов в направлении Новосибирск - Анталья - Новосибирск не содержат итоговую стоимость перевозки, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер. Предоставленная справка о стоимости авиабилетов не является проездным билетом, оплата туристического продукта реабилитированным лицам законодательством Алтайского края не предусмотрена.
Ссылаясь на эти обстоятельства с учетом уточнения истец просила признать за истцом право на компенсацию проезда по территории Российской Федерации в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2014 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" по заявлению от ДД.ММ.ГГ; взыскать с Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу в пользу истца в счет компенсации расходов на проезд 18 865 руб. 87 коп, судебные расходы по оплате юридических услуг 8 000 руб.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 18.04.2018 исковые требования удовлетворены.
За Солововой А.О. признано право на компенсацию проезда по территории Российской Федерации в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2014 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" по заявлению от ДД.ММ.ГГ.
Взысканы с Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу в пользу Солововой А.О. в счет компенсации расходов на проезд 18 865 руб. 87 коп, судебные расходы по оплате юридических услуг 8 000 руб.
На Межрайонную ИФНС N15 по Алтайскому краю возложена обязанность возвратить Солововой А.О. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 399 руб, по чек-ордерам от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять новое об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает, что расходы по оплате туристического продукта с использованием воздушного чартера компенсации не подлежат, так как такие рейсы, организуемые на основании договора фрахтования не являются перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, определение понятия которого содержится в п.33 Порядка предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 21.08.2017 N310.
Договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования, что подтверждается особенностями оформления проездных билетов, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2010 NВАС-17823/10. Таким образом, реабилитированным лицам не компенсируется проезд на транспорте не являющемся транспортом общего пользования.
Представленные истцом документы не включают стоимость проезда, поскольку проезд был совершен в рамках приобретения туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер. Представленная бухгалтерская справка не является проездным билетом.
Управление является территориальным органом исполнительной власти Алтайского края, находящимся в ведении Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, финансирование управления осуществляется в пределах средств краевого бюджета. Постановлением Правительства Алтайского края от 01.02.2018 N38 "Об обеспечении граждан юридической помощью в Алтайском крае" утверждена ориентировочная стоимость на юридические услуги.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Соловова А.О. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца И.Ю.В. против удовлетворения жалобы возражала, представитель ответчика Управления социальной защиты населения по городу Барнаула П.О.К. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (далее - Закон N 59-ЗС) к жертвам политических репрессий относятся имеющие свидетельства установленного образца лица, которые в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированы (далее - реабилитированные лица), а также признаны пострадавшими от политических репрессий.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59- ЗС реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: денежная компенсация расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, в размере 50 процентов стоимости проезда.
Постановлением Правительства Алтайского края от 21.08.2017 N310 утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий" (далее - Порядок).
Пунктами 32, 34, 35 Порядка предусмотрено, что расходы, связанные с проездом, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда, страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и пользования постельными принадлежностями. Указанные расходы компенсируются в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.
В случае если заявитель при наличии железнодорожного сообщения воспользовался другим видом транспорта, компенсация предоставляется на основании представленной заявителем справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов водного, воздушного ил автомобильного междугородного транспорта.
В случае проезда заявителя за пределы Российской Федераций компенсация предоставляется исходя из расходов, связанных с проездом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно, подтвержденных представленной заявителем справкой администрации железной дороги.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельства ***, выданного Комитетом по социальному и пенсионному обеспечению администрации "адрес" Соловова А.О. имеет право на льготы установленные ст. 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д.21).
ДД.ММ.ГГ между ООО " Бюро Г. Т." и Солововой А.О. заключен договор поручения по подбору, бронированию и приобретению тура, согласно которому агентство обязуется за вознаграждение, от своего имени, по поручению и за счет туриста оказать посреднические услуги по подбору, бронированию и оплате туристского продукта, потребительские свойства которого указаны в листе бронирования, являющемуся приложением *** к договору (л.д.29-30).
Согласно листа бронирования, забронирован тур на "данные изъяты" человек в "адрес" "адрес", с авиаперелетом Новосибирск-Анталия-Новосибирск в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Стоимость тура составила "данные изъяты" руб, оплата произведена Солововой А.О. в полном объеме (квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГ ***).
Факт совершения перелета подтверждается посадочным талоном, маршрутной квитанцией электронного билета (л.д.25-26).
Из бухгалтерской справки Coraltravel от ДД.ММ.ГГ *** следует, что по забронированной заявке *** на тур по маршруту Новосибирск-Анталия-Новосибирск вылет/перелет ДД.ММ.ГГ- ДД.ММ.ГГ стоимость авиаперелета предоставляемого туристу Соловова А.О. составила "данные изъяты" коп. (л.д.24).
ДД.ММ.ГГ Соловова А.О. обратилась в Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу с заявлением о денежной компенсации расходов, связанных с проездом междугородним транспортом в пределах Российской Федерации по маршруту Новосибирск - Анталья - Новосибирск.
ДД.ММ.ГГ Управлением социальной защиты населения по г.Барнаулу в назначении компенсации оплаты проезда отказано, поскольку представленные маршрут-квитанции электронных билетов в направлении Новосибирск - Анталья - Новосибирск не содержат итоговую стоимость перевозки, так как проезд совершен в рамках приобретения туристического продукта, включающего в себя воздушный чартер. Предоставленная справка о стоимости авиабилетов не является проездным билетом, оплата туристического продукта реабилитированным лицам законодательством Алтайского края не предусмотрена.
В целях подтверждения размера компенсации по стоимости расходов связанных с проездом, истцом представлены справки отделения (станции) железной дороги о стоимости проезда до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством населенного пункта за N *** от ДД.ММ.ГГ по маршруту Новосибирск - Москва - Смоленск - Москва - Новосибирск.
Из представленных справок следует, что стоимость проезда до ближайшего к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством населенного пункта (Смоленск) железнодорожным транспортом в вагоне типа купе с отправлением из Новосибирска ДД.ММ.ГГ через Москву до Смоленска и обратно с прибытием в Новосибирск ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" руб.
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГ *** авиакомпании "RoyalFlight", осуществлявшей перелет ДД.ММ.ГГ по маршруту Толмачево (Новосибирск) - Анталья общая протяженность авиаперелета по указанному маршруту составляет 4 597 км, в том числе протяженность маршрута над территорией Российской Федерации до точки пересечения государственной границы Российской Федерации - 3 670 км, что соответствует 79,83 % об общей протяженности данного маршрута. Общая стоимость авиаперелета по маршруту Толмачево (Новосибирск) - Анталья составляет "данные изъяты" руб. Стоимость перелета над территорией Российской Федерации при выполнении рейса составляет "данные изъяты" руб.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, руководствуюсь Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", Порядком предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Алтайского края от 21.08.2017 N310, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что Соловова А.О. будучи реабилитированным лицом, обладает правом денежной компенсации расходов, связанных с проездом в пределах территории Российской Федерации один раз в год железнодорожным транспортом. Факт перелета подтвержден материалами дела и в ходе рассмотрения спора ответчиком не оспаривался. Компенсация расходов на проезд взыскана с учетом стоимости авиаперелета над территорией Российской Федерации в сумме 18 865 руб. 87 коп, что не превышает стоимости проезда железнодорожным транспортом до ближайшей к месту пересечения границы Российской Федерации с сопредельным государством станции и обратно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном толковании и применении норм материального права к возникшим правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и иное толкование норм материального права.
Ссылки в жалобе о том, что расходы по оплате туристического продукта с использованием воздушного чартера компенсации не подлежат, так как такие рейсы не являются перевозкой пассажиров транспортом общего пользования, судебная коллегия находит ошибочными по тем основаниям, что закрепляя правило о возмещении расходов реабилитированным лицам на проезд, материальный закон исходит из необходимости подтверждения только самого факта несения расходов (ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59- ЗС).
При этом определение транспорта общего пользования Порядок предоставления мер социальной поддержки жертвам политических репрессий не содержит.
Указания на ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 (в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1) "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на: бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда, судебная коллегия отклоняет, поскольку указанная редакция статьи действовала до ДД.ММ.ГГ.
Поскольку при наличии железнодорожного сообщения, Соловова А.О. воспользовалась воздушным транспортом, компенсация проезда в соответствии с п.34 Порядка, подлежала возмещению исходя из справки администрации железной дороги о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту следования заявителя в пределах стоимости проездных билетов воздушного транспорта.
Таким образом, отсутствие в представленных истцом документах о приобретении туристической путевки отдельно стоимости проезда, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы о том, что бухгалтерская справка не является проездным билетом, не влекут отмену решения. Как верно указал суд первой инстанции, учитывая особые условия договора перевозки при чартерном авиаперелете, ответственность перед туристами за обеспечение их перевозки, а следовательно, и за предоставление информации о стоимости перевозки, несет туроператор, поскольку только соответствующая транспортная организация, осуществляющая перевозки, или туроператор, ее оплативший, обладают необходимой информацией о полной стоимости перевозки.
Согласно ст.ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым отнесены, в том числе суммы, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
Как предусмотрено ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установлено, что осуществляя защиту интересов истца Солововой А.О, представитель И.Ю.В. на основании договора возмездного оказания юридических услуг от ДД.ММ.ГГ, по устному ходатайству, принимала участие в трех судебных заседаниях суда первой инстанции ( ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ), подготавливала дополнения к исковому заявлению. Солововой А.О. оплачены юридические услуги по договору от ДД.ММ.ГГ в сумме 8 000 руб.
Разрешая заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела, объема проделанной представителем работы, взыскал с ответчика как с проигравшей стороны, в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 8 000 руб.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм процессуального законодательства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", (далее постановление Пленума) в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
О разумности взыскания расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, указано и в п.12 постановления Пленума.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п.13 постановления Пленума).
По смыслу изложенного суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов.
Учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, объем и содержание оказанной представителем И.Ю.В. юридической помощи в судебных заседаниях первой инстанции, судебная коллегия полагает, что определенная судом сумма в размере 8 000 руб. на оплату услуг представителя отвечает требованиям разумности, а доводы в указанной части судебная коллегия отклоняет в связи с необоснованностью.
При этом ссылку на постановление Правительства Алтайского края от 01.02.2018 N38 "Об обеспечении граждан юридической помощью в Алтайском крае", которым утверждено Положение о размерах и порядке оплаты услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, юридическую помощь гражданам, проживающим в труднодоступных местностях, определенных Законом Алтайского края от 01.12.2003 N6-ЗС "О труднодоступных и отдаленных местностях в Алтайском крае", и компенсации их расходов на оказание такой помощи на территории Алтайского края, судебная коллегия находит ошибочной, поскольку названное Положение определяет размеры оплаты услуг адвоката оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а также юридической помощи гражданам, проживающим в труднодоступных местах.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по городу Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.