Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Параскун Т.И, Скляр А.А,
при секретаре Сафронове Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула от 11 апреля 2018 года по делу
по иску Себельдиной В. С. к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула о признании незаконным приказа, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Себельдина В.С. обратилась в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула о признании незаконным приказа, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** семья Себельдиной В.С. в составе трех человек ( Себельдина В.С, ее муж С.А.С, сын С.Д.А.) признана нуждающейся в жилом помещении. Включена в краевую целевую Программу "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы.
ДД.ММ.ГГ состав семьи увеличился, в связи с рождением второго ребенка С.А.А,
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***/ *** семья Себельдиной В.С. исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с превышением суммарной общей площади жилых помещений членов семьи С. учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской думы от ДД.ММ.ГГ.
А именно Себельдина В.С. является собственником квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м по "адрес" "адрес", "адрес". Супруги С. являются собственниками квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Вынесенный приказ истец полагает незаконным, поскольку квартира по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", приобретена с использованием кредитных средств, обременена ипотекой.
О том, что до покупки квартиры с использованием кредитных средств они должны были оформить справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, ее не уведомили.
По изложенным основаниям с учетом уточнения истец просила признать незаконным приказ КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***/ *** об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи Себельдиной В.С, признать факт нуждаемости молодой семьи Себельдиной В.С. на момент оформления сделки купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: "адрес", "адрес", с обременением ипотекой; признать право за молодой семьей Себельдиной В.С. на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2015 - 2020 годы"; возложить на ответчиков обязанность включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы согласно порядковому номеру на момент исключения от ДД.ММ.ГГ, сохранив за семьей истца Себельдиной В.С. порядковый номер очереди.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 11.04.2018 исковые требования удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ КЖКХ г.Барнаула от 29.08.2017 об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015 годы" семьи Себельдиной В.С.
Признано за семьей Себельдиной В.С. право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015годы" федеральной целевой программы "Жилище" на момент оформления договора купли-продажи квартиры в "адрес", "адрес" с обременением ипотекой.
На КЖКХ "адрес" возложена обязанность восстановить семью Себельдиной В.С. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015 годы" согласно порядковому номеру на момент исключения.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Взыскана с КЖКХ "адрес" в пользу Себельдиной В.С. государственная пошлина в размере 225 руб.
В апелляционной жалобе ответчик КЖКХ г.Барнаула просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в 2017 году комитетом проведена проверка, в ходе которой выявлено наличие в собственности супругов Себельдиных двух жилых помещений. Обеспеченность семьи истца суммарной общей площадью жилых помещений на одного человека превышает учетную норму, установленную решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Барнауле", в связи с чем семья Себельдиной В.С. исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На момент заключения ипотечного жилищного кредита истец с заявлением о выдаче справки, подтверждающей нуждаемость в улучшении жилищных условий, не обращалась.
Нарушений прав истца не допущено. Исключение из списка нуждающихся не является безусловным основанием для исключения из списка участников программы.
Судом не дана оценка исковым требованиям о сохранении молодой семьи статуса участника программы с учетом приобретения жилого помещения, вынесенное решение не восстановило нарушенные права истца, поскольку приказ комитета не лишил их возможности претендовать на получение социальной выплаты.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Барнаула просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указывает, что после рождения второго ребенка, Себельдиной В.С. не соблюдена обязанность по извещению Комитета по делам молодежи об изменении численного состава семьи. Не представлены сведения о приобретении недвижимости по "адрес" "адрес".
Документы, подтверждающие право на получение социальной выплаты по запросу Комитета по делам молодежи от ДД.ММ.ГГ ***. истцом не направлены.
При проверке документов выявлено, что обеспеченность семьи истца суммарной общей площадью жилых помещений на одного человека превышает учетную норму, установленную решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Нормы закона и процедура принятия решения государственным органом не нарушены.
Выводы суда о том, что в результате исключения семьи истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий она не смогла подтвердить нуждаемость в жилом помещении на момент заключения кредитного договора и в последующем предоставить необходимый пакет документов, неверны, поскольку признание граждан нуждающимися в жилых помещениях происходит на момент подачи заявления.
Пункт 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 содержит указание в том числе на необходимость подачи в орган местного самоуправления документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора.
Обязанность по разъяснению гражданам необходимости получения документа, подтверждающего нуждаемость в улучшении жилищных условий, до заключения кредитного договора, за органами не закреплена.
Указание в резолютивной части решения о признании за истцом права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы на момент оформления договора купли-продажи квартиры невозможно, так как порядок предоставления выплаты не был соблюден.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика администрации "адрес" С.М.Я. доводы жалоб поддержала, истец Себельдина В.С. против удовлетворения жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом решения.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2010 N1050 (далее - Правила).
Согласно пп. "е" п.2 Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В соответствии с пп. "б" п.10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
В силу пункта 6 Правил участником программы подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома;
д) копия кредитного договора (договора займа);
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Право молодой семьи - участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п.3Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ молодая семья Себельдиной В.С. составом три человека ( Себельдина В.С, ее муж С.А.С, сын С.Д.А.), признана нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы.
В 2016 году в связи с рождением второго ребенка С.А.А, внесены изменения в состав молодой семьи - указано 4 человека.
На дату признания нуждающейся Себельдина В.С. являлась собственником квартиры, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по "адрес", "адрес".
По договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГ в общую совместную собственность супругов Себельдиных приобретена квартира по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м с обременением ипотекой в силу закона.
ДД.ММ.ГГ Себельдиной В.С. комитетом по дела молодежи администрации г.Барнаула направлено письмо, в котором сообщалось что в связи с произведенными заменами ее семья является претендентом на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства. Предложено в срок до ДД.ММ.ГГ предоставить в комитет пакет документов, в том числе документ, подтверждающий, что семья истца была признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора (л.д.13-16).
После обращения в комитет ЖКХ г.Барнаула для получения документа, подтверждающего нуждаемость в жилом помещении, семья С. была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий приказом заместителя председателя комитета от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.64).
Основанием для исключения послужило то, что обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на одного члена семьи превышает учетную норму, установленную решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294.
ДД.ММ.ГГ семья Себельдиных исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050, суд первой инстанции исходил из того, что приобретение квартиры с использованием ипотечного кредита не влечет за собой утрату права на получение социальной выплаты в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае", в связи с чем исключение семьи Себельдиной В.С. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконно. При этом суд указал, что нормативными документами не предусмотрена обязанность гражданина получить соответствующую справку о нуждаемости до момента заключения кредитного договора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На дату заключения кредитного договора семья истца не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истца в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истца продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в тот период, когда в 2012 году была включена в список участников Программы.
Доводы жалоб об отсутствии нарушений прав истца, поскольку нормы закона и процедура принятия решения государственным органом соблюдены, судебная коллегия отклоняет, так как в настоящее время каким-либо иным способом права истца и членов его семьи восстановлены быть не могут.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика администрации г.Барнаула на пп. "е" п.19 Правил верных выводов суда не опровергает. Данный пункт устанавливает необходимость подачи в орган местного самоуправления, для получения социальной выплаты, справки о нуждаемости в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора, но не возлагает обязанность на гражданина получить указанную справку до заключения кредитного договора.
Доводы жалобы ответчика администрации г.Барнаула о неверном изложении резолютивной части решения, несостоятельны, поскольку указанные доводы связаны с исполнением судебного решения, в случае его неясности апеллянт не лишен возможности обратиться с заявлением о разъяснении решения суда.
Ссылки в жалобе администрации г.Барнаула о неверности вывода суда в части невозможности Себельдиной В.С. предоставить в орган местного самоуправления необходимые документы, судебная коллегия находит ошибочными, поскольку как следует из выписки из протокола заседания комиссии администрации г.Барнаула по определению семей-участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2015-2020 годы" по г.Барнаулу на основании приказа комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "Об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи Себельдиной В.С." решено направить в Управление спорта и молодежной политики Алтайского края извещение для произведения соответствующих замен согласно очередности в резервных списках.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что письмом Комитета по делам молодежи администрации г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ, адресованном Сибельдиной В.С, разъяснено о необходимости предоставления документов в срок до ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГ Комитетом по делам молодежи администрации "адрес" Себельдиной В.С. направлено извещение об исключении ее семьи из списков молодых семей - участников подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2015-2020 годы государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014-2020 годы по "адрес" на 2018 год, на основании решения комиссии по определению семей-участниц муниципальной программы "Улучшение жилищных условий молодых семей в "адрес"" от ДД.ММ.ГГ ***.
Таким образом, объективной возможности предоставить необходимые документы в установленный срок у Себельдиной В.С. не имелось.
Вопреки доводам жалобы ответчика КЖКХ г.Барнаула именно исключение семьи Себельдиной В.С. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось основанием ее исключения из списка участников программы.
По изложенным основаниям судебная коллегия отклоняет доводы ответчика КЖКХ г.Барнаула о том, что приказ комитета не лишил возможности истца претендовать на получение социальной выплаты.
Доводы администрации "адрес" о не предоставлении истцом сведений об изменении состава семьи, приобретении недвижимого имущества, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства предметом рассматриваемого спора не являлись.
Иных доводов, которые бы могли повлиять на законность постановленного решения, апелляционные жалобы не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.